«Русский инженер», № 04 (61), 2018

03.10.2018

«Русский инженер», № 04 (61), 2018

СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

УДК 69.034.092

ТЕХНОЛОГИЯ САМОВОССТАНОВЛЕНИЯ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ С  ПОМОЩЬЮ МИКРООРГАНИЗМОВ

TECHNOLOGY OF MANUFACTURE AND REPAIR OF REINFORCED CONCRETE STRUCTURES BY MICROORGANISMS

Ю.М. Баженов1,                                                      
Московский государственный строительный университет

В.Т. Ерофеев2                                                              

Аль Дулайми Салман Давуд Салман2,
2Мордовский государственный университет им.Н.П. Огарева

В.Ф. Смирнов 3,                                                        
3Нижегородский государственный университет им. Н.И Лобачевского


В.Т. Фомичев4,                                                            
4Волгоградский государственный технический университет

U. M. Bazhenov 1, V. T. Erofeev2, Al Dulaimi Salman Dawood Salman2, V. F. Smirnov3, V. T. Fomichov4.

АНОТАЦИЯ: Бетон является прочным и относительно дешевым строительным материалом. В настоящее время его наиболее часто используют в качестве строительного материала по всему миру.
Бетоны различного вида используются для изготовления широкой номенклатуры строительных материалов, изделий и конструкций [25]. В современных условиях от реализации бетона по данным Национальной ассоциации производителей товарного бетона [1, 2, 3, 7, 8] только в США выручка составляет 30 млрд долларов.                                                                                                                              В состав бетона в разных пропорциях входят связующее, вода, различные добавки, мелкие и крупные заполнители, подбираемые в зависимости от требуемой прочности и функционального назначения. К настоящему времени разработаны и предложены для строительной отрасли эффективные и высококачественные бетоны: самоуплотняющиеся, порошково-активированные и другие виды бетонов, в том числе высокопрочные фибробетоны [28, 29, 30, 31].                         В то же время опыт эксплуатации зданий и сооружений различного назначения показывает, что железобетонные конструкции подвержены разрушениям под действием силовых нагрузок, биологических и других агрессивных сред [26, 27, 32, 33, 34].

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: бетон и железобетон, технология, трещинообразование, самовосстановление бетона, бактерии, карбонат кальция.
ANNOTATION: Concrete is a strong and relatively cheap building material. Currently, it is most often used as a building material around the world.  Concretes of various types are used for the manufacture of a wide range of building materials, products and structures [25]. In modern conditions, the implementation of concrete according to the National Association of producers of ready-mixed concrete [1, 2, 3, 7, 8] in the US alone, revenue is $ 30 billion.    The composition of concrete in different proportions includes binder, water, various additives, small and large aggregates, selected depending on the required strength and functional purpose. To date, developed and offered for the construction industry effective and high-quality concrete: self-compacting, powder-activated and other types of concrete, including high-strength fiber concrete [28, 29, 30, 31].                                         At the same time, the experience of operation of buildings and structures for various purposes shows that reinforced concrete structures are subject to destruction under the influence of power loads, biological and other aggressive environments [26, 27, 32, 33, 34].
KEYWORD: concrete and reinforced concrete, technology, cracking, self-healing of concrete, bacteria, calcium carbonate.


МАШИНОСТРОЕНИЕ И МАШИНОВЕДЕНИЕ

УДК 378.6

ИНЖЕНЕРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР УСПЕШНОГО ПЕРЕХОДА К ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКЕ

ENGINEERING EDUCATION AS A KEY FACTOR IN A SUCCESSFUL TRANSITION TO AN INNOVATION ECONOMY

Станислав Кудж,
ректор Российского технологического университета –
МИРЭА, доктор технических наук

Stanislav Kudzh, Doctor of Sciences, Rector of Russian technological university

Елена Бодрова,
профессор, доктор исторических наук

Elena Bodrova, Doctor of Sciences, Professor

Наталия Голованова,
профессор, доктор экономических наук

Natalia Golovanova, Doctor of Sciences, Professor

Владимир Кондратенко,
профессор, доктор технических наук

Vladimir Kondratenko, Doctor of Sciences, Professor

Российский технологический университет – МИРЭА
Russian technological university – MIREA



АННОТАЦИЯ: В статье исследованы основные направления и формы реализации государственной политики в сфере модернизации инженерного образования, определены достижения и проблемы, требующие поиска оптимальных решений; рассмотрены модели взаимодействия вузов и предприятий.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инженерное образование, модернизация, качество подготовки, трудоустройство.


ABSTRACT: The article investigates the main directions and forms of implementation of the state policy in the field of modernization of engineering education, identifies achievements and problems that require the search for optimal solutions; the models of interaction between universities and enterprises.
KEY WORDS: engineering education, modernization, quality of training, employment.

Одним из ключевых условий технологического развития, повышения инновационной активности, а значит, и развития экономики инновационного типа, является наличие высококвалифицированных кадров, владеющих знаниями и навыками на уровне современных достижений науки и техники.
Признание ключевого значения знания, прежде всего, инженерного образования в процессе перевода экономики на инновационную основу, подтверждается всей мировой практикой.
Напомним, что на рубеже ХIХ–ХХ вв. отечественное инженерное образование признавалось одним из лучших в мире. Очевидными преимуществами обладала и советская высшая техническая школа: бесплатное обучение, эффективная система отбора абитуриентов, целевое обучение, высокий престиж технического образования и профессии инженера. Отличительной чертой выпускников технических специальностей являлась широта профессиональных познаний и прочность фундаментальной подготовки. Подготовка инженерных кадров в России всегда рассматривалась как системообразующее звено высшего профессионального образования. Личностный опыт, фундаментальность образования, творческая атмосфера, сохранение и передача способности совершать открытия, создавать новое рождали уникальные достижения отечественной науки.
Трансформация социально-экономической системы и переход к рыночной экономике обусловили появление весьма серьезных проблем в развитии высшей технической школы постсоветской России, которые фактически привели инженерно-техническое образование к кризисному состоянию. Недостаточно эффективными оказались попытки преодолеть негативные тенденции и в первом десятилетии нового века: при ежегодном выпуске около 200 тыс. инженеров с 2000 по 2010 годы наблюдался их дефицит, в 2014 году достигший 29% [1].
В последние годы высшей технической школе государством уделялось повышенное внимание: была оказана значительная финансовая поддержка, во многом обусловившая повышение уровня подготовки специалистов, включая такие критически значимые направления, как авиационная, автомобильная, атомная промышленность, энергетическое машиностроение, металлургия. Правительством был принят целый ряд документов, направленных на интеграцию образования, науки и бизнеса, создание инновационной инфраструктуры.
При формировании государственного задания на подготовку специалистов с высшим образованием объемы контрольных цифр приема на инженерные-технические направления подготовки и специальности в 2017 году оказались наибольшими (почти 44%) по сравнению с другими группами направлений подготовки и специальностями (таблица 1) [2]. Если количество установленных бюджетных мест рассматривать как индикатор востребованности, то в ТОП-5 в 2017 году попали такие укрупненные группы специальностей как «Информатика и вычислительная техника» – 14% от всего бюджетного приема по группе «Инженерное дело, технологии и технические науки»; «Техника и технологии наземного транспорта» – 9,8%; «Техника и технологии строительства» – 9,8%; «Машиностроение» – 9,2% и «Электро- и теплоэнергетика» – 8,6%.

Таблица 1. Удельный вес принятых на обучение в государственные образовательные организации высшего образования за счет средств бюджета по укрупненным группам направлений подготовки и специальностям в 2017 году, в общей численности принятых на бюджетной основе, в процентах.

Укрупненная группа направлений подготовки
и специальностей    Удельный вес принятых на бюджетной основе
    по всем формам обучения    в том числе по очной форме обучения
Математические
и естественные науки    8,8    10,7
Инженерное дело, технологии и технические науки    43,7    46,5
Науки об обществе    14,2    12,6
Образование и педагогические науки    13,2    9,8
Гуманитарные науки    4,9    5,1

В настоящее время продолжается работа над стандартами высшего образования, в том числе по инженерным направлениям и специальностям. Эта работа направлена на адаптацию образовательных программ к реальным потребностям и профессиональным требованиям и снижение отставания образования от потребностей рынка труда, который значительно более динамичен с точки зрения профессионально-квалификационных требований, изменяющихся и повышающихся в соответствии с развитием науки и технологий.
Проблема осложняется тем, что современный этап научно-технического развития характеризуется постоянно сокращающейся продолжительностью жизненного цикла изделий и быстрым устареванием технических знаний, что делает необходимым постоянное развитие компетенций инженерно-технических работников, а значит, усложняются задачи образовательных организаций. Поэтому модернизация образовательного процесса должна иметь непрерывный характер.
Решению задач технологического развития и реализации масштабных проектов развития высокотехнологичного сектора национальной экономики соответствуют и наблюдавшиеся в последние годы значительные изменения в структуре высшего образования в РФ: появление не только федеральных и национальных исследовательских университетов, но и создание опорных вузов в регионах, масштабными проектами развития высокотехнологичного сектора российской экономики.
Идея создания национальных исследовательских университетов является реальным воплощением нового подхода к качественной модернизации сектора науки и образования и логическим продолжением процесса, начало которому положено конкурсом университетских инновационных образовательных программ. В рамках направления «Образование» реализуется пять приоритетных проектов, рассчитанных на 2021–2025 годы, имеющих целью создание современной образовательной среды для школьников, цифровой образовательной среды, доступного дополнительного образования, центров инноваций в вузах и подготовки кадров для передовых технологий.
Несомненно, что все принятые и принимаемые меры дают результат и способствуют выводу инженерно-технического образования на новый качественный уровень. Совершенно справедливым в этой связи представляется утверждение заместителя министра науки и высшего образования М.А. Боровской о том, что востребованность выпускников – главный критерий качества образования» [3]. Если обратиться к фактам, то по данным выборочного наблюдения трудоустройства, проведенного Росстатом, удельный вес трудоустроившихся выпускников инженерно-технических специальностей организаций высшего образования в 2010–2015 годах достаточно высок и превышает 90%. Аналогичный показатель по таким группам специальностей, как «Социальные науки» – 82,5%, «Образование и педагогика» – 89,4%, «Экономика и управление» – 89,7%.
Группы специальностей    Трудоустройство, %
Металлургия, машиностроение
и металлообработка    93,0
Приборостроение и оптотехника    93,1
Электронная техника. Радиотехника
и связь    94.2
Информатика и вычислительная техника    94,6
Автоматика и управление    97.6

Не умаляя значимости достигнутых положительных результатов в повышении роли и качества инженерно-технического высшего образования, следует признать, что проблемы все же существуют. Многие отечественные специалисты полагают, что российская экономика не обеспечена кадрами, соответствующими современным требованиям. Ресурсы инженерных кадров советского периода уже практически исчерпаны, а требуемого воспроизводства инженерно-технических кадров не только в количественном, но прежде всего в качественном отношении, не происходит. И данный факт называется в числе основных, блокирующих динамичное технологическое развитие.
Согласно оценкам экспертов Ассоциации инженерного образования, «удовлетворительным» качество подготовки современных инженеров признали 61,5% опрошенных, «хорошим» его назвали лишь 11,5%, а 23,1% оценили уровень подготовки как «низкий». Одновременно более 50% экспертов сочли состояние инженерного дела в России «неудовлетворительным» [5]. О наличии проблем свидетельствует также и тот факт, что по данным выборочного наблюдения Росстата, о котором уже шла речь выше, 27,8% устроившихся на работу в первые три месяца работы проходили дообучение или переобучение.
По мнению работодателей, разрыв между желаемым и фактическим уровнем полученных компетенций существенным образом отличается по целому ряду из них. Прежде всего, речь идет о «способности к самостоятельной работе», об «опыте взаимодействия с реальным сектором» (разрыв в 1,5 раза), о «коммуникативных навыках» (разрыв в 1,4 раза), о широком контекстном мышлении, наличии комплексного представления об отрасли, понимании экономических контекстов ее функционирования (разрыв в 1,4 раза) [6]. Практически аналогичная позиция была высказана на «Восточном экономическом форуме – 2018», где в качестве основной проблемы образования назывался значительный объем знаний, получаемых в школе и вузе, неприменимых к жизни, зачастую, подаваемых в традиционной форме, малоспособной увлечь. В большинстве случаев на первом рабочем месте новому сотруднику приходится обучаться заново [7].
В числе проблем современного высшего технического образования, на наш взгляд, следует выделить две основные: низкая профессиональная мотивированность обучающихся, отсутствие высокой заинтересованности в развитии профессиональных компетенций и недостаточная активность работодателей в сотрудничестве с вузами.
Очевидно, что основой качественной подготовки инженерно-технических кадров может и должно стать наличие профессионально мотивированного контингента обучающихся, для которых характерна не вынужденная лояльность к выбранной профессии (возможность учиться на бюджетном месте), а осознанный выбор своего профессионального будущего, связанного именно с инженерным делом. Между тем, статистика приема в вузы и данные социологических исследований говорят о том, что интересы значительной части абитуриентов связаны не с инженерно-техническим образованием, а с экономическими специальностями, государственным управлением, рекламой и связями с общественностью, юридическими направлениями подготовки и специальностями (таблица 3).

Таблица 3. Соотношение количества поданных в вузы заявлений по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей с учетом количества направлений подготовки/специальностей в 2016 году (показатели группы «Науки об обществе» приняты за 1)

Показатель    Математические и естественные науки    Инженерное дело, технологии
и технические науки    Науки об обществе    Гуманитарные науки
Подано заявлений, всего    0,196    0,256    1,000    0,308
в том числе на направления подготовки    0,191    0,314    1,000    0,269
в том числе на специальности    0,173    0,253    1,000    0,576

В 2017 и в 2018 годах крупнейший портал поиска работы Career.ru в ряду наиболее востребованных абитуриентами профессиональных сфер выделил IT-технологии, юриспруденцию, экономику и финансы, туризм и гостеприимство, журналистику, управление персоналом, маркетинговые коммуникации, медицину. Одновременно рынок труда демонстрирует несколько иную тенденцию: в числе востребованных специалистов оказались программисты, строители, бухгалтеры, инженеры и технологи. Причем технические специалисты требуются буквально во всех сферах: начиная от сельского хозяйства и заканчивая фармацевтикой [8].
Устойчивая популярность в последние десятилетия «нетехнических» профессий во многом определяется мотивами профессионального выбора. Как показывают результаты опросов, доминирующими являются прагматические соображения (от 80 до 90% опрошенных), возможность после окончания вуза быстро устроиться в жизни и сделать хорошую карьеру. Однако отсутствие ощутимой положительной динамики промышленного производства, низкая доходность реального сектора существенно снижают интерес молодежи к инженерно-техническим профессиям. Не привлекают значительную часть абитуриентов и трудоемкость, сложность самого процесса обучения по инженерно-техническим направлениям и специальностям (мнение почти 70% абитуриентов). Эта убежденность обуславливается и весьма в целом слабой школьной подготовкой по математике и физике, являющимися профилирующими дисциплинами при поступлении в вуз. В результате до 50% от общего приема на инженерно-технические направления и специальности – это абитуриенты с достаточно низкими школьными оценками по математике и физике [9].
В целях повышения привлекательности инженерно-технических направлений подготовки и специальностей государством в последние годы были предприняты значительные усилия: проведение различных предметных олимпиад и конкурсов среди школьников, развитие технических и естественно-научных кружков, стимулирующих развитие технического творчества, на этапе формирования – система выявления и обучения особо одаренных детей в центрах, созданных по примеру «Сириуса». Активно реализовывается проект «Инженерный класс», одной из основных задач которого является повышение интереса школьников к техническим наукам и профессиональная ориентация.
Важным фактором повышения профессиональной мотивации абитуриентов и повышения качества инженерной подготовки является использование различных форм и механизмов взаимодействия вузов и предприятий, прежде всего, относящихся к высокотехнологичным. Реализация «Национальной технологической инициативы» [10] призвана способствовать широкому внедрению интеграционных форм, дающих возможность модернизировать учебный процесс, использовать мощности предприятия, обеспечивать интеграцию образования и производства, практически индивидуальное и целенаправленное обучение специалиста. Именно эффективное долгосрочное партнерство «вуз – предприятие» может и должно стать основой успешной реализации используемых форм и механизмов, усиления практико-ориентированной подготовки инженерных кадров.
Одной из наиболее широко используемых форм взаимодействия «вуз – предприятие» является модель подготовки «под заказ», позволяющая полнее учитывать требования работодателей и выстраивать образовательный процесс под конкретного заказчика. По своей идеологии этой модели соответствует и целевой прием, и целевое обучение. В 2017 году из числа принятых на обучение за счет средств бюджета удельный вес принятых на обучение в рамках квоты целевого приема по группе специальностей «Инженерное дело, технологии и технические науки» составил 9,6%. И хотя относительно других укрупненных групп специальностей этот показатель выше и уступает лишь группе «Медицинские науки», его невысокое значение в условиях существующего дефицита инженерно-технических кадров обращает на себя внимание.
В значительной степени это связано с неопределенностью в перспективах развития отечественных предприятий. Показателен в этом отношении тот факт, что лишь у 3% крупных компаний, действующих на российском рынке, есть долговременные стратегии развития, рассчитанные на пять лет и более [11]. В силу названных выше причин и целого ряда других факторов эффективность целевого приема пока остается невысокой, основные положения договора между предприятием и обучающимся часто не выполняются. Констатируя нехватку квалифицированных кадров, руководство высокотехнологичных предприятий одновременно предлагает молодым специалистам невысокую зарплату.
Блокирующим фактором выступает и отсутствие прогнозов потребности в специалистах определенного уровня образования и специальности, модели трудоустройства, удовлетворяющей и интересы выпускника вуза, и работодателя. В этой связи актуальным является подписание 3 августа 2018 года Президентом РФ Закона № 337-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования целевого обучения», регулирующего ряд вопросов, касающихся целевого обучения. В частности, устанавливаются стороны договора о целевом обучении, а также его отдельные существенные условия, к которым относятся обязательства заказчика целевого обучения и гражданина, заключившего договор, связанные соответственно с трудоустройством и осуществлением трудовой деятельности в течение не менее трех лет; устанавливается ответственность заказчика целевого обучения и гражданина, заключившего договор, в случае несоблюдения существенных условий договора.
Модификацией модели подготовки инженерных кадров «под заказ» явился подход, развивающийся в рамках целевой программы «Новые кадры для ОПК», нацеленной на обеспечение высококвалифицированными кадрами предприятий оборонно-промышленного комплекса, которое к 2020 году должно достигнуть 9 тыс. выпускников. Реализация программы предполагает развитие эффективных механизмов взаимодействия вузов и предприятий на всех этапах карьерной траектории студента, начиная с профориентационных мероприятий и заканчивая совместным выполнением НИОКР. Отличительной особенностью программы является возможность реализации целевого обучения аспирантов, в ходе которого предусматривается их участие в востребованных ОПК исследованиях и разработках. По завершении обучения предоставляется возможность гарантированного трудоустройства в научно-исследовательских институтах и на высокотехнологичных предприятиях. Подобный подход позволяет организациям ОПК сформировать кадровый резерв ученых, проектировщиков и конструкторов, которым предстоит создавать новый облик Вооруженных Сил.
В последние годы все больше акцентируется внимание на реализации практико-ориентированного подхода, на повышении эффективности взаимодействия «колледж – вуз – предприятие». Одним из примеров активного и взаимовыгодного сотрудничества является система партнерских отношений, реализуемая в «МИРЭА – Российском технологическом университете» (РТУ-МИРЭА). Многообразие форм взаимодействия, гибкость в установлении обязательств каждой из заинтересованных сторон, постоянный мониторинг является заслуживающим внимания примером успешной интеграции образовательного учреждения, научных организаций и промышленных предприятий.
В настоящее время в числе основных партнеров университета –  государственная корпорация «Ростех», государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», холдинг «Росэлектроника» и концерн «Радиоэлекронные технологии», входящие в «Ростех»; государственная корпорация «Роскосмос» и «Объединенная ракетно-космическая корпорация», АО «Концерн ВКО «АлмазАнтей» ПАО «СИБУР Холдинг», Российская академия наук.
Только при проведении производственной, в том числе преддипломной практики, задействовано почти 300 профильных предприятий и организаций. Это создает широкие возможности для вовлечения студентов в реальный производственный процесс. Учащиеся на практике, выполняя лабораторные, курсовые работы, приходят к пониманию сути требований, предъявляемых со стороны работодателей, истинного характера их будущей профессиональной деятельности. Для предприятий это является хорошей возможностью заинтересовать будущих выпускников и молодых специалистов работой, оценить профессиональные компетенции будущих специалистов, пригласить наиболее способных для прохождения стажировки.
Активно использует университет механизм целевого приема. В настоящее время договоры о целевом приеме заключены с 99 предприятиями. Введение в ходе приемной кампании целевого приема еще на этапе проведения акции «День открытых дверей» стало эффективным инструментом повышения заинтересованности абитуриентов, информирования потенциальных студентов о работе предприятий, каждое из которых делегирует своих представителей на это мероприятие. Такое направление работы позволяет повысить обоснованность принятия абитуриентом решения о заключении договора с предприятием, снижает неопределенность в понимании своего будущего.
В РТУ-МИРЭА реализуется уникальная система обучения «колледж –  вуз – базовая кафедра – базовое предприятие», которая обеспечивает высокую эффективность учебного процесса и гарантирует быструю адаптацию выпускников к реальным условиям современного производства. Университет сегодня – это 46 базовых кафедр и 8 научно-образовательных центров в академических институтах, отраслевых научных и проектных организациях, конструкторских бюро и на высокотехнологичных предприятиях в основном Московского региона.
Создание и развитие базовых кафедр рассматривается сегодня университетом как приоритетная форма взаимодействия с промышленными предприятиями и научно-исследовательскими организациями. Основной эффект реализуемой модели заключается в возможности внедрения в учебный процесс лучших практик ведущих компаний, что в конечном счете повышает соответствие образования потребностям экономики.
Выбор предприятий и организаций с целью открытия базовой кафедры осуществляется с учетом возможного набора профессиональных компетенций, формирование которых обеспечивает деловой партнер. Помимо уже сложившихся традиционных практик взаимодействия с базовыми кафедрами (участие в разработке и актуализации образовательных программ, проведение всех видов практик, выполнение обучающимися работ по заказу предприятий и пр.), все активное используются такие новые формы сотрудничества, как создание совместных сервисов, например, банков идей и проектов, которые появляются в академическом и студенческом сообществе и могли бы заинтересовать промышленные предприятия и организации науки; поиск студентами предприятий для реализации своих идей и наоборот – поиск предприятиями студентов для осуществления своих проектов.
Учитывая изложенное, всю подготовку кадров для федеральных и региональных организаций, реализуемую сегодня в РТУ-МИРЭА можно представить в форме сложной организационно-технической системы.


В РТУ-МИРЭА создана общая база студентов, выполняющих проекты в области направлений специализации университета, включающая характеристику их компетенций, содержания и результатов работы. Такая база данных, доступная для научно-исследовательских организаций и предприятий, используется для привлечения наиболее активных и творческих студентов.
Заслуживает внимания и опыт по привлечению обучающихся к участию в профессиональных конкурсах. Такая форма работы позволяет развить профессиональные компетенции, приобрести практический опыт в различных видах профессиональной деятельности; способствует накоплению портфолио, отражающего личные и профессиональные достижения обучающихся, дает возможности студенту раскрыть свои способности. Ярким примером проведения подобных мероприятий является учрежденный Правительством Москвы конкурс профессионального мастерства «Московские мастера» по инженерным специальностям: инженер – технолог; инженер – электроник; инженер – конструктор. Таким образом решаются задачи формирования позитивного общественного мнения в отношении труда инженерных специалистов, содействия повышению квалификации и конкурентоспособности инженерных специальностей и привлечения талантливой молодежи в высокотехнологичные отрасли промышленности.
Анализ текущего состояния дел в высшей технической школе не может быть полным без акцента на традиционно значимой для России роли гуманитарной составляющей инженерного образования. Весьма значимой в этой связи остается проблема гуманитарной составляющей в процессе инженерной подготовки. Столь необходимый России в настоящее время технологический прорыв не могут обеспечить специалисты, малоспособные генерировать идеи – креативность не может не базироваться на фундаменте общей культуры. Главной задачей высшей технической школы сегодня является ориентация на развитие творческих и предпринимательских способностей личности. С этой целью следует активнее привлекать студентов к научно-исследовательской деятельности, организовывать гибкие и проектные формы, индивидуальные траектории обучения студентов; усилить междисциплинарные, межкафедральные связи. Одновременно нельзя забывать и о лучших традициях отечественной высшей технической школы  – способности выпускать не только интеллектуалов-прагматиков, но и формировать научно-техническую интеллигенцию, которая выступала бы в качестве связующего звена между наукой, образованием, техникой и культурой, обеспечивала прогресс науки и техники, не противоречащий социально-культурному развитию человека и общества.
Следовать лучшим традициям и постоянно внедрять новые, современные подходы – такова долгосрочная стратегия развития основанной в 1979 году кафедры оптических и биотехнических систем и технологий РТУ-МИРЭА, деятельность которой могла стать подтверждением обозначившихся в последнее время весьма позитивных тенденций в процессе модернизации инженерного образования. Постоянное взаимодействие с момента существования кафедры с предприятиями-работодателями – всемерно культивируемая традиция и обязательное условие деятельности ее коллектива.
В настоящее время заключены и постоянно действуют около 20 договоров о научно-техническом сотрудничестве и подготовке кадров с ведущими предприятиями Москвы и Подмосковья, в ряду которых АО «Геофизика-Космос», АО «Лыткаринский завод оптического стекла», АО «Московский завод «Сапфир», ЗАО «Москабельфуджикура», ООО «Т8», АО «Пьезо» и многие другие. Опыт долговременного сотрудничества доказал эффективность подготовки по инициируемым будущими работодателями и предусмотренным в учебных программах теоретическим и практическим дисциплинам. Занятия проводятся ведущими специалистами предприятий как на базе кафедры, так и на производстве. В частности, на предприятиях ежегодно организуются производственные и преддипломные практики, большая часть выпускных квалификационных работ выполняется там же. В результате более половины студентов по завершению учебы уже определились с выбором своего места работы. Чаще – именно там, где проходили обучение. Так, на предприятии АО «Геофизика-Космос» в настоящее время работают 25 выпускников кафедры, в небольшой высокотехнологичной компании «Т8» – 18, в АО «Московский завод «Сапфир» – 5, в том числе в прошлом аспирант кафедры, генеральный директор предприятия, доктор технических наук, профессор П.Д. Гиндин.
Активизация инновационных процессов в стране не представляется возможной без тесного взаимодействия науки, образования и производства. Убежденность в безальтернативности подобного подхода обусловила определение в качестве одного из наиболее значимых направлений в деятельности кафедры оптических и биотехнических систем и технологий научно-исследовательскую работу, в которую вовлечены преподаватели, студенты, аспиранты и специалисты предприятий-работодателей как на базе учебно-научных лабораторий университета, так и на научно-производственной базе предприятий. Дважды, в 2005 и 2012 годах, проекты, выполненные сотрудниками кафедры под руководством ее заведующего профессора В.С. Кондратенко совместно с предприятиями ОПК, были удостоены премий Правительства РФ в области науки и техники. Только за последние 12 лет кафедра подготовила более 20 кандидатов и двух докторов наук, успешно работающих по выбранной специальности и активно участвующих в подготовке высококвалифицированных инженерных кадров.
О высоком уровне научных разработок кафедры и качества обучения, ее инновационной активности свидетельствует ряд подписанных и успешно реализуемых международных соглашений с известными тайваньскими компаниями «Foxconn» и «Nanoplus» о научно-техническом сотрудничестве и обмене специалистами [12]. В течение 12 лет выпускники кафедры стажировались и в настоящее время проходят стажировку в этих компаниях, работают в научно-исследовательских подразделениях. Своим опытом они затем охотно делятся с выпускниками и студентами.
Геополитическая и экономическая ситуация не оставляют нам выбора. Страна должна совершить технологический рывок, для чего требуются высококвалифицированные кадры и атмосфера созидания. Осуществляемая в настоящее время модернизация высшего технического образования – не отдельные реорганизации и мероприятия, а целый комплекс преобразований, призванный вывести его на качественно иной уровень, обеспечить формирование эффективной национальной инновационной системы.

Список литературы

1.    Савосин А. Развитие инженерного образования и технической подготовки в России [Электронный ресурс]: презентация / Артем Савосин // MyShared.ru: портал презентаций. – 2014. [Электронный ресурс]. URL: http://www.myshared.ru/slide/771583 (дата обращения: 03.09.2018).
2.    Образование в России – 2018. Статистический бюллетень. М.: Российский технологический университет, 2018. 444 с.
3.    Востребованность выпускников – критерий качества образования [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/787809/evgeniia-priemskaia/vostrebovannost-vypusknikov-kriterii-kachestva-obrazovaniia (дата обращения 13.09.2018).
4.    Результаты трудоустройства. Трудовая деятельность выпускников образовательных организаций 2010–2015 гг. выпуска на первой работе http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog_trudoustr/PublishData%5CReports%5CReports_REG.html
5.    Качество инженерного образования в России: материалы эксперт. семинара: презентация / Общерос. обществ. орг. Ассоц. инж. образования России. Томск. 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://aeer.ru/files/ES_l.pdf, = (дата обращения 13.07.2018).
6.    Банникова Л.Н., Боронина Л.Н., Вишневский Ю.Р. Инженерное образование и воспроизводство инженерных кадров: практика и актуальные проблемы // Инженерное образование. 2017. № 21, с. 19–23.
7.    Глава Сбербанка Герман Греф: «Наше образование несовершенно – систему нужно переосмыслить» [Электронный ресурс]. URL: https://www.kp.ru/daily/26881.3/3924424/ (дата обращения 14.09.2018).
8.    Рейтинг факультетов и вузов Career.ru [Электронный ресурс]. URL: https://career.ru/article/19270 (дата обращения 12.09.2018).
9.    Данные приводятся по результатам опросов абитуриентов, проводимых в рамках приемных кампаний МИРЭА – Российского технологического университета.
10.    Программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году //[Электронный ресурс]. URL: https://asi.ru/nti/(дата обращения 13.09.2018).
11.    Востребованность выпускников – критерий качества образования [Электронный ресурс]. URL:https://iz.ru/787809/evgeniia-priemskaia/vostrebovannost-vypusknikov-kriterii-kachestva-obrazovaniia (дата обращения 14.09.2018).
12.    Кондратенко В.С., Кобыш А.Н., Рогов А.Ю., Сакуненко Ю.И. Международный трансфер технологий научной школы профессора Кондратенко В.С. // «Русский инженер». № 1 (58). М., 2018, с. 40–47.




ЮБИЛЕЙ НАУКИ

УДК 54.003

МАТРИЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕРИОДИЧНОСТИ СИСТЕМЫ ХИМИЧЕСКИХ ЭЛЕМЕНТОВ

MATRIX REPRESENTATION OF PERIODICITY                                                              OF THE CHEMICAL ELEMENTS SYSTEM

К 150-летию публикации Периодической таблицы химических элементов Д.И. Менделеева

For the 150th anniversary of the publication of Mendeleev’s Periodic Table

Б.В. Гусев, президент Международной и Российской инженерных академий, член Международного Комитета TANG PRIZE Foundation, член РАН, доктор технических наук, профессор

B.V. Gusev, President of the International and Russian Academies of Engineering, International TANG PRIZE Foundation Committee member, member of the Russian Academy of Science, DSc., professor


А.А. Сперанский, вице-президент РИА, директор Института наукоемких инженерных технологий,  председатель Комиссии ММИФ, DEхpert, профессор, академик МИА и РИА

А.А. Speranskiy, Russian Academy of Engineering Vice-President, Director of the Institute for Knowledge-Intensive Technologies at the RAE, Chairman of Moscow International Engineering Forum Commission, DEхpert ISCED, professor, academician of the  IAE and RAE

Л.Н. Шалимов, научный руководитель Национальной исследовательской лаборатории эффективной энергетики, доктор технических наук, профессор, академик РИА
L.N. Shalimov, Sience Chief of the National Recearch Laboratory of the effective energetic, DSc., professor, academician of the Russian Academy of Engineering

Ю.В. Волкова, технический директор энергетического проекта ООО «Уральская производственная компания, кандидат технических наук, академический советник президента РИА

Y.V. Volkova, Technical director of Energy project of the Ural Industrial Company, LLC, PhD., academician advizer of the President of the Russian Academy of Engineering


АННОТАЦИЯ: Полтора века безуспешных попыток усовершенствовать «Периодическую таблицу химических элементов» выдающегося русского ученого Д.И. Менделеева подтверждают ее гениальность и чрезвычайную сложность поставленной Нобелевским Лауреатом по химии академиком РАН Н.Н. Семеновым задачи по устранению пяти главных недостатков, породивших ее несистемность и асимметричность. В духе стратегии развития научных исследований в РФ рассматривается фундаментальное триединство знаний в системе «вещество – энергия – информация» в качестве основы развития представлений об универсальной Объемной периодической матрице Законов и закономерностей строения химических элементов, перспективы создания новых материалов техносферы и биосферы VI-го технологического уклада.

ABSTRACT: Almost 150 years of attempts to modify the Periodic Table of Chemical Elements developed by the remarkable Russian scientist D. I. Mendeleev prove its significance and the complexity of a problem formulated by the Nobel laureate in chemistry academician N.N. Semenov. The problem is to eliminate the 5 deficiencies of the table which cause its lack of systematism and symmetry. The fundamental “matter – energy – information” triad is considered as a basis for the development of new ideas in regard to the universal Three-dimensional periodic table of chemical elements and prospects for the creation of new technological and biological materials during the age of the VIth stage of technological development.

КЛЮЧЕВЫЕ С ЛОВА: вещество, энергия, информация, Объемная периодическая матрица Законов строения химических элементов, конструкционные материалы и биоткани

KEYWORDS: matter, energy, information, three-dimensional periodic table of chemical elements, construction materials, bio-tissues


СТРОИТЕЛЬСТВО И АРХИТЕКТУРА

УДК 69.059

РЕКОНСТРУКЦИЯ КАК ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ПРОДОЛЖЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЗДАНИЙ

RECONSTRUCTION AS AN OPTIMAL OPTION FOR CONTINUING THE OPERATION OF BUILDINGS

Светлана Шилкина, кандидат технических наук, доцент кафедры автоматизации и электроснабжения
Надежда Гаврилова, магистрант кафедры жилищно-коммунального комплекса
Денис Валевич, магистрант кафедры жилищно-коммунального комплекса Национального исследовательского  Московского государственного строительного университета (НИУ МГСУ)

Shilkina S. V., Gavrilova N. G., Valevich D. M.



Аннотация. В настоящее время в нашей стране имеются значительные объемы зданий и сооружений, имеющих высокий физический и моральный износ, в связи с чем остро стоит вопрос о дальнейшей судьбе подобных строений. С одной стороны, ветхие здания можно подвергнуть сносу, а на освободившейся территории построить новые, более комфортабельные и отвечающие всем современным требованиям здания и сооружения. С другой стороны, ветхое строение с большим физическим износом можно подвергнуть реконструкции с усилением основных несущих строительных конструкций.
В этой связи значительную роль играет комплекс факторов, влияющих на принятие решение о сносе здания или же о его реконструкции.
Любое здание спустя несколько десятилетий теряет свой первоначальный вид и нуждается в реконструкции. Необходимость реконструкции объектов обусловливается рядом причин, в большинстве случаях это образование трещин в фасаде и перекрытиях, разрушение фундамента и самого здания. Реконструкция является важным и ответственным мероприятием в строительстве. Проверки и обследования, проводимые на этапах реконструкции, позволяют своевременно выявлять аварии, предотвращать разрушения строительных конструкций и их систем. В свою очередь, обследование зданий и сооружений предшествует проектным и строительным работам. В статье также рассмотрена методика расчета эффективности реконструкции с учетом жизненного цикла здания, его технического состояния и срока морального износа.
Ключевые слова: строительство, реконструкция зданий и сооружений, перепланировка, реставрационные работы, фундамент, жизненный цикл здания, эффективность реконструкции.

Abstract: Currently in our country there are significant volumes of buildings and structures, having high physical and moral deterioration, therefore, is an issue about the future of these buildings. On the one hand, old buildings can be demolished and the vacant site to build a new, more comfortable and meet all modern requirements of building and structures. On the other hand, the old structure with a large physical wear and tear can be subjected to reconstruction with strengthening the main load-bearing building structures. In this regard, a significant role is played by a set of factors affecting the decision to demolish the building or its reconstruction.
Any building after a few decades, lose its original appearance, and in need of renovation. The need for reconstruction of objects due to a number of reasons, in most cases, the formation of cracks in the facade and ceilings, the destruction of the Foundation and the building. Reconstruction is an important and responsible event in construction. Inspections and examinations carried out at the stages of reconstruction, allow timely detection of accidents, prevent the destruction of building structures and their systems. In turn, inspection of buildings and structures, prior to design and construction works. The article also discusses the method of calculating the efficiency of reconstruction taking into account the life cycle of the building, its technical condition and the period of moral wear and tear.
Keywords: building, reconstruction of buildings and structures, redevelopment, restoration works, foundation, life cycle of a building, the effectiveness of reconstruction.

ЭКОНОМИКА

ЭКОНОМИКА  И УПРАВЛЕН ИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ


УДК 08.00.05

Состояние и пути повышения конкурентоспособности предприятий обрабатывающих отраслей промышленности

The state and ways to improve the competitiveness of enterprises of manufacturing industries

А.В. Раевская,  кандидат экономический наук, профессор, заслуженный экономист Российской Федерации, член корреспондент инженерных наук имени А.М. Прохорова, председатель Экспертного Совета при Комиссии по науке и промышленности Московской городской Думы, директор Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства ВАО города Москвы

A. V. Rayevskaya, Ph. D. in Economics, Professor, honored economist of the Russian Federation, corresponding member of engineering Sciences named after A. M. Prokhorov, Chairman of the Expert Council under the Commission on science and industry of Moscow city Duma, Director of Municipal Fund of support of small business, the EAD of Moscow

АННОТАЦИЯ: В статье дан анализ конкурентоспособности экономики страны и предложения по ее повышению
ANNOTATION: The article analyzes the competitiveness of the country's economy and offers to improve it

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: эффективность экономики, конкурентоспособность, бюджетная поддержка. налоговая нагрузка, наука
KEYWORDS: efficiency of economy, competitiveness, budget support. tax burden, science