Композиты: успехи российских копаний

Композиты: успехи российских копаний

Композиты: успехи российских копаний

17 Фев 2016

Сегодня открылась 9-я Международная специализированная выставка «Композит-Экспо –2016» в московском МВЦ «Крокус-Экспо». Это единственная в России выставка такой тематической направленности, демонстрирующая последние достижения в области материаловедения.

На стендах компаний представлены композитные материалы, технологии и оборудование. Ярко выделяются разноцветные натурные образцы изделий из композиционных материалов для широкого применения в отраслях промышленности и в быту.

Организовали выставку компания «Мир-Экспо» и Союз производителей композитов.

В России сложилась, если не критическая, то достаточно серьезная проблема с наличием сырья для некоторых сегментов химической промышленности, в частности производства композитных и полимерных материалов. На этом фоне радуют успехи многих российских компаний, сумевших сохранить партнерские связи с зарубежными поставщиками, и даже освоить выпуск углеродного волокна, из которого делаются композитные материалы.

Следует отметить, что международный рынок углеродного волокна каждый год растет на 10–15%. В настоящее время в мире производится свыше 60 тыс. тонн углеродного волокна в год, а к 2020 году ожидается рост до 150 тыс. тонн за счет увеличения спроса в автомобилестроении и ветроэнергетике. Существующие мировые производственные мощности позволяют изготавливать порядка 115 тыс. тонн углеродного волокна в год. К 2020 году производительность должна вырасти на 23%, чтобы восполнить потребности рынка.

В России и в других странах из композитов изготавливаются комплектующие для продукции многих отраслей промышленности. Особенно применимы композиты в производствах, выпускающих изделия для авиации и космонавтики, оборонно-промышленного комплекса.

Например, перспективный российский лайнер МС-21, на который уже получено свыше 160 заказов, имеет композитные крылья. Истребитель пятого поколения Т50 (ПАК ФА) состоит из углепластика на четверть, его обшивка – на 70%. Ожидается, что ВВС РФ на первом этапе закажут 60 таких истребителей стоимостью 6 млрд руб. каждый. Для их постройки потребуется не менее 300 тонн композитов.

Поэтому примечательно, что завод «АЛАБУГА-ВОЛОКНО» – одно из предприятий Холдинговой компании «Композит», участвующей в выставке, – первым в России недавно освоил производство углеродного волокна.

Алабужское углеродное волокно уже привлекло внимание не только отечественных компаний, но и западных партнеров. Мощность первой линии нового завода «АЛАБУГА-ВОЛОКНО» составляет 1700 тонн углеродного волокна в год, потенциал предприятия превышает 2 тыс. тонн. «Холдинговая компания «Композит» планирует увеличить производительность до 10 тыс. тонн. Таким образом, к 2020 году завод сможет обеспечить 7% мирового рынка углеродного волокна.

Одним из первых, кто перейдет на отечественное углеродное волокно, станет Всероссийский НИИ авиационных материалов (ГНЦ ВИАМ) в Москве. Среди новинок института – интеллектуальные полимерные и композиционные материалы, изготовленные на основе волоконно-преговских решеток. Суть таких конструкций в том, что в процессе эксплуатации изделия из «умных» материалов могут самодиагностироваться за счет использования оптоволоконных датчиков. В дальнейшем для самолетов с такими интеллектуальными конструкциями будет разработана бортовая система для записи сигналов с датчиков. Это очень важно для безопасности летательных аппаратов.

Смоленский композитный кластер на выставке представил Сафоновский завод «Авангард», предприятие которого – компания «Электромаш» (г. Митищи) создала свое производство стеклопластиков, гетинаксов и текстолитов. На выставку компания «Электромаш» привезла стеклопластики, которые недавно освоила на базе Сафоновского завода «Авангард». До этого такие стеклопластики выпускались лишь в Екатеринбурге, Московской области и Молдавии. Продукция на российском рынке востребована.

Практически каждый участник нынешней выставки демонстрирует что-то необычное. ОАО «ЦНИИСМ» (г. Хотьково Московской области), которое ранее занималось космическими системами, пришло со своей продукцией и в гражданскую авиацию – изготовило по заказу ЦАГИ четырехметровый фюзеляж самолета. Поскольку такой фюзеляж на выставку не привезли, институт демонстрирует силовую конструкцию корпуса для модуля служебных систем космического аппарата. Проще говоря, это каркас спутника, изготовленный из однонаправленного углепластика на основе высокомодульного углеродного волокна и пропитанного эпоксидным связующим. Удивляет крепость каркаса, его эквивалентная осевая сжимающая сила – 640 кН. В основном продукция ЦНИИСМ предназначена для ОАО «ИСС имени Решетнёва», где делают до 70% российских спутников.

АО «Ижевский электромеханический завод «Купол» представил уникальную технологию промышленного производства металл/углеродных нанокомпозитов для модификации композитных материалов.

Выставка композитов, как правило, привлекает внимание и служб безопасности, пожарных, МЧС, просто богатых людей, желающих заказать продукцию из композитов для себя. Например, – амфибийные суда на воздушных подушках для перевозки небольших грузов в труднодоступные места и просто для охоты, ловли рыбы, отдыха. Такие суда производит компания «Русские амфибии». Углепластиковые машины передвигаются по плотному и рыхлому снегу, льду, по воде любой глубины, в том числе и по мелководью, короткой траве, по песку. Развивают скорость до 100 км/час, экономичная крейсерская скорость 50–60 км/час.

Ежегодно число посетителей и участников выставки «Композит-Экспо» (проводится с 2008 года) растет, что говорит о повышении интереса к современному оборудованию для производства композитов, технологическим установкам, а также высокотехнологичным материалам.

Среди постоянных экспонентов выставки – «Институт новых углеродных материалов», «РТ-Химкомпозит», ОАО «ОНПП Технология», Ступинский завод стеклопластиков, ОАО «П-Д Татнефть-Алабуга Стекловолокно», ОАО «СветлогорскХимволокно», ГНЦ ВИАМ, «Татнефть-Пресскомпозит», ЗАО «Авиационный Консалтинг-ТЕХНО», Центр авиационных технологий и интерьера и др.


Соб. инф.

Фото пресс-службы сайта МКПП(р)


Список Новостей