Стратегия МСП сформирует доступ к дешевым и длинным деньгам

Стратегия МСП  сформирует доступ к дешевым и длинным деньгам

Стратегия МСП сформирует доступ к дешевым и длинным деньгам

4 Июл 2016

В Курске состоялся юбилейный V Среднерусский экономический форум, организаторами которого стали администрация Курской области, Агентство по привлечению инвестиций Курской области и Информационное агентство АК&M при участии и поддержке аппарата полномочного представителя президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе, Министерства экономического развития и Торгово-промышленной палаты РФ.

Напомним, Курская земля в пятый раз принимает участников форума, число которых в этот раз стало рекордным – более 2 тыс. человек из 16 регионов России и 8 зарубежных стран (Германии, Израиля, Болгарии, Беларуси, Индии и других).

Главная тема Среднерусского экономического форума в 2016 году «Экономика на службе новых поколений». С приветствием к участникам форума обратился полномочный представитель президента в ЦФО Александр Беглов. Он отметил, что ключевым сегментом экономики Центрального федерального округа является промышленность, больше всего высокотехнологичных рабочих мест создается на промышленных предприятиях и в технопарках. В округе сосредоточено 40% российских вузов, 11 из 13 наукоградов. В то же время округ все активнее заявляет о себе и как о производителе сельскохозяйственной продукции. В частности, Курская область является одним из российских лидеров аграрного сектора.

Президент ТПП РФ Сергей Катырин темой номер один назвал развитие малого и среднего предпринимательства. Первая стратегическая проблема развития малого бизнеса, отметил он в своем выступлении, – это недостаточная мотивация региональных и муниципальных властей. Так, для тех, кто работает по упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения «доходы», ставка налога законами субъектов РФ может быть снижена с 6% до 1%. Однако эта возможность реализована только в 22 из 85 субъектов РФ. Нет стимулов и в муниципальных образованиях снижать ставку единого налога на вмененный доход с 15% до 7,5%. Нужна экономическая децентрализация – это подтолкнет власти «на местах» к активному развитию бизнеса и, следовательно, к использованию всех находящихся в их распоряжении рычагов, полагает президент ТПП РФ.

Еще одна тема, которая волнует весь бизнес без исключения, – это неналоговые платежи (за очистку воды, за утилизацию твердых отходов и т.д.). Они не включаются в общий уровень налоговой нагрузки, но являются обязательными, их объем достиг уже порядка 1% ВВП, сказал Сергей Катырин. По подсчетам ТПП РФ, на федеральном уровне таких платежей более 50, а в некоторых регионах – более 70. Необходимо навести порядок, и сократить количество неналоговых платежей, сформировать их реестр.

В числе других проблем Сергей Катырин назвал сложность участия МСП в госзаказе из-за непрозрачности процедур и коррупции, а также обилие внеплановых проверок бизнеса (в целом по России в 2015 году их проведено 1,18 млн против 824 тыс. плановых), недостаточный доступ МСП к финансовым ресурсам и ряд других. Только системное взаимодействие на всех уровнях – муниципальном, региональном, федеральном – способно обеспечить решение этих проблем и развитие российского малого предпринимательства.

В пленарной дискуссии участвовали также член комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Виталий Богданов, генеральный директор Института экономических стратегий РАН Александр Агеев, директор департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Министерства экономического развития Максим Паршин, начальник управления региональной политики Фонда развития промышленности Владимир Боргардт, руководитель проектов Центра городских исследований бизнес-школы «Сколково» Сергей Журавлев, руководитель представительства Агентства стратегических инициатив в ЦФО Виталий Еремеев и др.

В числе поднятых во время дискуссии вопросов – способы повышения конкурентоспособности российского бизнеса, импортозамещение и создание собственных высокотехнологичных производств в регионах, вывод трудовых ресурсов из «серой зоны», пути преодоления экономического и образовательного неравенства, роль бизнеса и местных администраций в создании комфортной среды для жизни и ее влияние на экономику.

В частности, директор Департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Минэкономразвития России Максим Паршин рассказал об особенностях утвержденной Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на долгосрочный период до 2030 года.

В Стратегии выделено восемь основных блоков, направленных на поддержку и развитие МСП.

Один из основных блоков – единый центр поддержки малого и среднего предпринимательства. Директор Департамент обратил внимание, что повышение качественного уровня развития предпринимательства требует разработки и применения нового подхода к интеграции функций государственной поддержки. В данном разделе Стратегии детализированы направления деятельности Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства.

Отдельное внимание в документе уделено рыночным нишам для бизнеса. Максим Паршин подчеркнул, что в условиях действия кризисных явлений обострилась ситуация со спросом на продукцию МСП и для снятия барьеров, препятствующих занятию новых рыночных ниш. Стратегией запланированы меры по развитию конкуренции на локальных рынках, в частности за счет внедрения утвержденного Правительством стандарта развития конкуренции в субъектах РФ.

Еще одно направление Стратегии технологическое развитие. Направление предусматривает реализацию комплекса мероприятий, направленных на развитие, в том числе в рамках поддержки, оказываемой со стороны специализированных организаций инфраструктуры (инжиниринговые центры, центры прототипирования и другие) и институтов развития.

Стратегией предусмотрена работа по развитию инновационного лифта системы поддержки инновационных компаний на разных стадиях развития.

Максим Паршин также отметил, что приоритет Стратегии – формирование доступа к дешевым и длинным деньгам.

В рамках документа предусмотрены мероприятия по развитию микрофинансирования, формированию Национальной гарантийной системы поддержки МСП, развитию лизинга и факторинга.

По его словам, пятое направление предсказуемая финансовая политика. Меры в отношении субъектов МСП, принимаемые в налоговой политике, должны быть направлены, с одной стороны, на создание условий для осуществления предпринимательской деятельности в правовом поле, а с другой стороны – на стимулирование предпринимательской активности и повышение конкурентоспособности действующих хозяйствующих субъектов. «Так, будут приняты меры по дальнейшему совершенствованию специальных налоговых режимов для малого бизнеса, – сообщил Максим Паршин. – Важно подчеркнуть, что реализация мер в области налогов и сборов будет сопровождаться регулярной оценкой фискальной нагрузки на субъекты МСП».

Он отметил, что большой блок связан с качеством государственного регулирования. В него включены меры по снижению издержек МСП, связанных с осуществлением контрольно-надзорных мероприятий, предоставлением отчетности, упрощением доступа к маркетинговой и иной информации, необходимой для эффективного ведения бизнеса.

По словам директора Департамента, важное место в документе занимает территориальное развитие. «Конечно, в рамках одного документа сложно учесть весь спектр условий и особенностей ведения бизнеса на местах. Однако мы посчитали важным – выделить данное направление и определить в нем набор возможных инструментов реализации государственной политики в сфере развития МСП на региональном и муниципальных уровнях», – сообщил он.

Представитель Минэкономразвития отметил, что отсутствие кадров требуемой квалификации ограничивает развитие малого и среднего бизнеса. В стратегии определены три вектора решения данной проблемы: подготовка и раскрытие потенциала начинающих предпринимателей, обучение занятых на МСП, а также повышение квалификации как предпринимателей, так и работников малых и средних предприятий.



По материалам V Среднерусского экономического форума


Список Новостей