Закабинная обстановка в 3D-проекции

 Закабинная обстановка в 3D-проекции

Закабинная обстановка в 3D-проекции

2 Авг 2016

Первую отечественную технологию улучшенного и синтезированного видения для пилотов гражданских самолетов и вертолетов создали ученые Государственного научно-исследовательского института авиационных систем (ГосНИИАС).

Подобные системы улучшенного видения за рубежом начали выпускать около десяти лет назад. В СССР они не выпускались. В России работы по созданию отечественной технологии начались восемь лет назад.

Система помогает экипажу воздушного судна в сложных условиях видимости ­– технология обеспечивает летчиков нужной информацией. Разработка российских ученых соответствует требованиям международного стандарта RTCA DO-315 и со временем может заменить аналогичные импортные системы зарубежных разработчиков в отечественных воздушных судах.

Прототип системы улучшенного и синтезированного видения – небольшой прибор весом 2,5 кг для самолетов гражданской авиации – уже прошел стадии стендовой отработки и первичных летных экспериментов и готов к стадии летных испытаний. Недавно прибор проходил испытания на небольшом самолете.

Подробнее о российской системе журналистам рассказал начальник подразделения технического зрения ГосНИИАС профессор РАН Юрий Визильтер. Говоря научным языком, технология обеспечивает увеличение дальности видимости объектов аэродромной инфраструктуры за счет вывода на бортовой дисплей обогащенного графического изображения закабинного пространства на основе совместной обработки сенсорной и геопространственной информации от разноспектральных датчиков технического зрения.

В основе технологии – алгоритм, который опирается на методы фотограмметрии (научно-техническая дисциплина, занимающаяся определением формы, размеров, положения и иных характеристик объектов по их фотоизображениям). При заходе на посадку в условиях ограниченной видимости (в тумане или при обледенении кабины) автоматика ищет опорные объекты с известным геопространственным положением: объекты аэродромной инфраструктуры, ограничительные огни взлетно-посадочной полосы, рельеф местности. Камеры формируют 3D-проекцию закабинной обстановки и передают на экран.

– Системы улучшенного и синтезированного видения, а точнее, их прототипы, разработанные ГосНИИАС, имеют серьезную перспективу в гражданской авиации, – считает генеральный конструктор – вице-президент по инновациям ОАК Сергей Коротков. – Высокий уровень моделирования закабинной обстановки необходим для принятия решений экипажем при совершении захода на посадку, посадки, руления в сложных метеорологических условиях и в условиях ограниченной видимости. Выработка новых решений в области отечественной авионики наиболее актуальна сегодня, когда большинством производителей взят курс на импортозамещение.

Сергей Коротков отметил, что при успешном завершении всех испытаний технология может быть внедрена в производство новейших отечественных гражданских судов.

В ближайшее время специалисты ГосНИИАС планируют начать международную сертификацию технологии улучшенного и синтезированного видения.

– Очень здорово, что подобный проект реализуется в России, так как несколько лет назад система синтетического видения начала использоваться на иностранных воздушных судах. Благодаря ей безопасность полетов значительно увеличится, – считает заместитель начальника лаборатории интеграции авионики Московского авиационного института Алексей Афанасьев.

В работе над созданием системы участвовали несколько отечественных предприятий – ООО «Квантово-оптические системы», АО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем», АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро» и другие.

По материалам СМИ


Список Новостей