В рамках Московского урбанистического форума, который проходит в
Зарядье, состоялась конференция «ГЧП для города: как партнерство с
бизнесом помогает расти и развиваться», на которой министр
Правительства Москвы, руководитель Департамента экономической
политики и развития города Владимир Ефимов рассказал о развитии
механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) в мегаполисе.
В частности, он рассказал:
«Москва, как и все крупнейшие мегаполисы мира, сталкивается с
глобальными вызовами, связанными с развитием инфраструктуры,
необходимостью создания высокопроизводительных рабочих мест,
модернизации производственных мощностей. Одним из эффективных
механизмов решения задач подобного масштаба является государственно-
частное партнерство. Столица три года подряд является лидером развития
ГЧП в России и одна из первых начала использовать такие инструменты».
Объем контрактов Москвы по проектам ГЧП с 2013 года по настоящее
время составил более 815 млрд рублей. Крупнейшими направлениями
являются контракты жизненного цикла, проекты строительства транспортно-
пересадочных узлов (ТПУ) и автодорожные концессии.
«Наряду с традиционными инструментами ГЧП Москва применяет и
нестандартные механизмы. Например, в октябре 2017 года мы впервые в
России заключили офсетный контракт в сфере промышленности. Суть
партнерства в том, что город заключает с поставщиком контракт сроком до
10 лет на поставку востребованной продукции с обязательствами поставщика
инвестировать не менее 1 млрд рублей в организацию производства на
территории Москвы. Объем инвестиций по заключенному контракту
составит не менее 3 млрд рублей», – отметил глава департамента.
Среди ГЧП-проектов этого года наиболее интересной является частная
концессионная инициатива по строительству современной канатной дороги
между станциями метро «Сходненская» и «Речной вокзал». «Канатку»
планируется интегрировать в единую транспортную систему (в том числе в
платежную систему «Тройка»). По предварительным оценкам, воздушной
трассой будут пользоваться до 19 тыс. пассажиров в сутки, время в пути
сократится с 45-ти до 7 минут. Частные инвестиции в проект составят около
4 млрд руб.
«Москва внимательно изучает международную практику в сфере ГЧП
и применяет ее с учетом специфики Москвы, – подчеркнул Владимир
Ефимов. – Перспективными направлениями являются развитие транспортной
системы (включая строительство ТПУ) и социальной инфраструктуры города
(здравоохранение, геронтология, профессиональное образование), а также
реализация долгосрочных контрактов с инвестиционной составляющей, в
том числе офсетных контрактов».
По сообщению пресс- службы Департамента экономической политики
и развития города Москвы