ВИАМ: впервые в инженерной практике…

ВИАМ: впервые в инженерной практике…

ВИАМ: впервые в инженерной практике…

23 Окт 2018

Специалисты ведущего материаловедческого центра Российской Федерации – Всероссийского научно-исследовательского института авиационных материалов (ВИАМ) внесли большой вклад в создание материалов нового поколения и технологий для перспективного двигателя ПД-14.

Без применения новых материалов ВИАМ невозможно было создать газогенератор нового поколения. Всего было разработано 20 новых материалов и доработано более 50 марок материалов, организован выпуск полуфабрикатов этих материалов на металлургических заводах, а также выпущена вся необходимая нормативная техническая документация для производства деталей двигателя.

В частности, в конструкции перспективного двигателя ПД-14 внедрены супержаропрочные монокристаллические никелевые рений-рутений- содержащие сплавы для рабочих и сопловых лопаток, высокопрочные конструкционные стали и деформируемые никелевые и титановые сплавы нового поколения для валов, дисков и корпусов, перспективные полимерные композиционные материалы нового поколения и др.

Впервые в отечественной инженерной и технологической практике сконструирована и изготовлена мотогондола ПД-14 из полимерных композиционных материалов. Для деталей и агрегатов мотогондолы в ВИАМ были созданы препреги, угле- и стеклопластики, которые по характеристикам не уступают лучшим мировым аналогам и производятся в институте.

Кроме того, методом аддитивных технологий из отечественной металлопорошковой композиции в ВИАМ была изготовлена «боевая» деталь двигателя ПД-14 – завихритель фронтового устройства камеры сгорания, полностью отвечающий требованиям конструкторской документации.

Генеральный директор ФГУП «ВИАМ», академик РАН Евгений Каблов рассказал:

«В 2014 году в ВИАМ была изготовлена по технологии селективного лазерного сплавления первая деталь «завихритель» камеры сгорания двигателя ПД-14 из металлопорошковой композиции отечественного жаропрочного сплава ЭП648 собственного производства. Сегодня этот материал, получаемый по аддитивной технологии, паспортизован (впервые в России), имеет полный комплект нормативной документации. Разумеется, никакой процедуры паспортизации на «аддитивный» материал не было, можно было тоже сидеть и разводить руками в ожидании, когда кто-то напишет нормативный документ. Но мы сами, как отраслевой институт, разработали эту процедуру. По ней в этом году проводится паспортизация еще шести материалов, причем два из них разработаны нашим институтом специально под аддитивные технологии. Синтезированные детали двигателя ПД-14, совершившего первый полет в 2015 году в составе летающей лаборатории, поставляются серийно. К настоящему моменту «аддитивными» завихрителями укомплектованы уже 13 двигателей и газогенераторов ПД-14.

Наши специалисты накопили серьезный опыт работы с зарубежным оборудованием, поскольку отечественного пока нет. Задача института – разработка и серийное производство металлопорошковых композиций под все типы оборудования. При этом мы готовы участвовать в разработке отечественных аддитивных установок – как аппаратной части, так и программного обеспечения – в качестве материаловедческого сопровождения для того, чтобы производственные проблемы решались на стадии проектирования, а не возникали уже при получении реальных образцов».



По сообщению пресс-службы ВИАМ


Список Новостей