Специалисты ведущего материаловедческого центра Российской
Федерации – Всероссийского научно-исследовательского института
авиационных материалов (ВИАМ) внесли большой вклад в создание
материалов нового поколения и технологий для перспективного
двигателя ПД-14.
Без применения новых материалов ВИАМ невозможно было создать
газогенератор нового поколения. Всего было разработано 20 новых
материалов и доработано более 50 марок материалов, организован выпуск
полуфабрикатов этих материалов на металлургических заводах, а также
выпущена вся необходимая нормативная техническая документация для
производства деталей двигателя.
В частности, в конструкции перспективного двигателя ПД-14 внедрены
супержаропрочные монокристаллические никелевые рений-рутений-
содержащие сплавы для рабочих и сопловых лопаток, высокопрочные
конструкционные стали и деформируемые никелевые и титановые сплавы
нового поколения для валов, дисков и корпусов, перспективные полимерные
композиционные материалы нового поколения и др.
Впервые в отечественной инженерной и технологической практике
сконструирована и изготовлена мотогондола ПД-14 из полимерных
композиционных материалов. Для деталей и агрегатов мотогондолы в ВИАМ
были созданы препреги, угле- и стеклопластики, которые по характеристикам
не уступают лучшим мировым аналогам и производятся в институте.
Кроме того, методом аддитивных технологий из отечественной
металлопорошковой композиции в ВИАМ была изготовлена «боевая» деталь
двигателя ПД-14 – завихритель фронтового устройства камеры сгорания,
полностью отвечающий требованиям конструкторской документации.
Генеральный директор ФГУП «ВИАМ», академик РАН Евгений
Каблов рассказал:
«В 2014 году в ВИАМ была изготовлена по технологии селективного
лазерного сплавления первая деталь «завихритель» камеры сгорания
двигателя ПД-14 из металлопорошковой композиции отечественного
жаропрочного сплава ЭП648 собственного производства. Сегодня этот
материал, получаемый по аддитивной технологии, паспортизован (впервые
в России), имеет полный комплект нормативной документации. Разумеется,
никакой процедуры паспортизации на «аддитивный» материал не было,
можно было тоже сидеть и разводить руками в ожидании, когда кто-то
напишет нормативный документ. Но мы сами, как отраслевой институт,
разработали эту процедуру. По ней в этом году проводится паспортизация
еще шести материалов, причем два из них разработаны нашим институтом
специально под аддитивные технологии. Синтезированные детали двигателя
ПД-14, совершившего первый полет в 2015 году в составе летающей
лаборатории, поставляются серийно. К настоящему моменту «аддитивными»
завихрителями укомплектованы уже 13 двигателей и газогенераторов ПД-14.
Наши специалисты накопили серьезный опыт работы с зарубежным
оборудованием, поскольку отечественного пока нет. Задача института –
разработка и серийное производство металлопорошковых композиций под
все типы оборудования. При этом мы готовы участвовать в разработке
отечественных аддитивных установок – как аппаратной части, так
и программного обеспечения – в качестве материаловедческого
сопровождения для того, чтобы производственные проблемы решались
на стадии проектирования, а не возникали уже при получении реальных
образцов».
По сообщению пресс-службы ВИАМ