Научно-технический совет Фонда перспективных исследований
утвердил проект создания демонстратора беспилотного летательного
аппарата вертикального взлета и посадки с циклическими
движителями.
Головным исполнителем проекта выступит Институт теплофизики
Сибирского отделения РАН, в кооперацию соисполнителей вошли
Сибирский научно-исследовательский институт авиации имени С. А.
Чаплыгина, компании «АВАКС-Геосервис» и «Флеш-М» (г. Красноярск).
Попытки создания летательных аппаратов с циклическими
движителями предпринимались с начала ХХ века. Первый в мире циклолет,
разработанный инженером Евгением Сверчковым, был построен в России в
1909 году. Реально летающие прототипы начали появляться лишь в
последнее десятилетие в исследовательских центрах Южной Кореи, Австрии,
США и КНР.
Руководитель проекта ФПИ Ян Чибисов рассказал:
«Все существующие сегодня циклолеты – это легкие БПЛА со
значением удельной тяги на уровне вертолетной техники. В ходе реализации
завершенного недавно аванпроекта «Вертикаль» нам удалось показать
перспективность применения циклических движителей для создания более
тяжелой техники вертикального взлета и посадки. На данный момент
разработана конструкция движителя, изготовлен и испытан его действующий
макет, определены компоновка летательного аппарата и его летно-
технические характеристики, созданы алгоритмы автоматической системы
управления».
Основными особенностями летательных аппаратов вертикального
взлета и посадки с циклическими движителями по сравнению с вертолетной
техникой являются возможность работы в ограниченных условиях за счет
защищенности движителей от соударений с препятствиями, способность
причаливания к вертикальным поверхностям, взлет и посадка с наклонных
поверхностей и более высокая маневренность. Как показало математическое
моделирование, циклолет по ряду ключевых параметров превосходит и
схожие с ним по компоновке мультикоптеры. В частности, при одинаковых
габаритах и взлетной массе, циклолету требуется гораздо меньшая мощность
двигателя при почти вдвое большей массе полезной нагрузки.
Летные испытания демонстратора беспилотного летательного аппарата
вертикального взлета и посадки с циклическими движителями
запланированы на 2020 год. Как ожидается, оснащенная гибридной силовой
установкой машина в ходе испытаний будет выполнять функциональные
задачи по транспортировке грузов и мониторингу, а также подтвердит все
вышезаявленные преимущества нового типа летательных аппаратов –
циклолетов.
По информации пресс-службы Фонда перспективных исследований