Правительство РФ намерено внедрить систему прослеживаемости
топлива от нефтеперерабатывающего завода до бензобака, что позволит
свести к минимуму поставки фальсификата. Пилотный проект такой
системы будет реализован в первой половине 2019 года на территории
Северо-Западного федерального округа.
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров рассказал
журналистам, что решение об этом принято на возглавляемой им
специальной межведомственной рабочей группой, созданной при
Росстандарте в рамках госкомиссии по борьбе с контрафактом. В рабочую
группу вошли представители ведомств, нефтяных компаний и экспертного
сообщества.
Прослеживаться будут количественные и качественные характеристики
топлива. Одно обычно прямо вытекает из другого: если с завода ушло 100
тонн топлива, то по бензобакам не может быть разлито 120 тонн. Сейчас,
однако, фальсификат именно так и появляется: к качественному бензину с
НПЗ подмешивается продукт с мини-НПЗ, либо к АИ-95 добавляют
прямогонный бензин или же к дизтопливу – судовое или печное топливо, у
которого массовая доля серы зашкаливает. Потом эти гремучие смеси под
легальными документами поступают на заправки.
Министр пояснил:
«Система прослеживаемости как раз и покажет, где произошло
подмешивание – на нефтебазе, в ходе транспортировки или уже
непосредственно в резервуарах АЗС. Это позволит понять, что мы заливаем в
бензобак, а обнаружившаяся «неучтенка» топлива в одном из звеньев этой
цепочки (за пределами метрологической погрешности) станет для
контролеров ключевым индикатором риска, который укажет на
необходимость внеплановой проверки».
Участие в пилотном проекте для НПЗ, нефтебаз и АЗС будет
добровольным – инициативу проявили сами участники рынка. Источниками
данных станут информационные системы вертикально-интегрированных
компаний и участников Нефтяного клуба Санкт-Петербурга, агрегировать их
будет Росстандарт. По итогам эксперимента ведомство должно разработать
механизм всероссийской системы прослеживаемости.
Правительству предстоит определить требования к каналам и формату
передачи данных, выбрать независимого оператора системы и подготовить
проекты поправок, в том числе определиться с санкциями за отказ передавать
данные и за заведомо ложные данные. В рабочей группе при Госкомиссии по
борьбе с контрафактом намечают развертывание системы прослеживаемости
на 2020 год.
Кстати, за последние три года контрафактного бензина и дизтоплива на
заправках стало более чем в два раза меньше.
Ранее принятые меры по зачистке рынка от фальсификата и
контрафакта дали свой эффект, но не решили всех проблем. Власти готовят и
еще нескольких инициатив, которые должны смягчить проблему
некачественного топлива до введения системы прослеживаемости. Во-
первых, контролеры Росстандарта получат право проводить контрольные
закупки без предварительного уведомления владельца АЗС или нефтебазы.
Поправки об этом в законы о техническом регулировании и защите прав
юрлиц уже вносились в правительство РФ, но вызвали замечания
Минэкономразвития. В ближайшее время доработанные поправки будут
внесены Минпромторгом повторно.
Во-вторых, контролеры получат право практически мгновенно
приостанавливать продажу подозрительного топлива, не дожидаясь
результатов его лабораторных испытаний. Соответствующие поправки в
закон о техническом регулировании уже были одобрены Госкомиссией по
борьбе с контрафактом и в декабре направлены Росстандартом в
Минпромторг.
Наконец, в-третьих, заправкам запретят продавать «газойли» – дешевое
топливо, популярное в небогатых регионах с большим парком старых
грузовиков.
По материалам «Российской газеты»