Первая отечественная полностью роботизированная линия для
бесстапельной сборки крупных самолетов собрана в Ульяновске
на заводе «Авиастар-СП».
Уже летом этого года линия будет задействована при производстве
новых военно-транспортных самолетов Ил-476. А с начала следующего
года – при выпуске отечественного пассажирского лайнера Ил-114 на заводе
«Объединенной авиастроительной корпорации» в Подмосковье.
Заложенная разработчиками производственная мощность поточной
линии позволит собирать до 18 самолетов год. По сравнению с ранее
существующими технологиями это увеличит скорость сборки в четыре раза.
Новая технология и оборудование разработаны московским
ЗАО «Авиационный консалтинг-Техно». В состав команды разработчиков
вошли более 70 специалистов, конструкторов и инженеров, большинство
из которых – выпускники Московского авиационного института и других
ведущих столичных вузов.
Гендиректор компании ЗАО «Авиационный консалтинг-Техно»
Евгений Цодыковский рассказал, что новая технология разрабатывалась
столичными инженерами в течение последних четырех лет. В Москве
специально под проект были созданы новое конструкторское бюро и опытное
производство, общий размер инвестиций превысил 400 млн рублей. В состав
команды разработчиков вошли более 70 специалистов, конструкторов
и инженеров, большинство из которых выпускники ведущих столичных
вузов – МАИ, МГУ, МГТУ имени Баумана и МФТИ.
Технологии и ПО, заложенные при разработке новой линии, могут
быть использованы для создания аналогичных роботизированных сборочных
линий для других типов транспортных и гражданских воздушных судов.
По словам Евгения Цодыковского, конструкторское бюро заключило
контракт на использование технологии для сборки еще одного самолета —
нового отечественного пассажирского лайнера Ил-114 на заводе ОАК
в Подмосковье. Линию предполагается установить на предприятии в конце
этого года, а начать выпускать с ее помощью самолеты – уже в начале
следующего.
Роботизированные комплексы будут сами выполнять наиболее
ответственные и трудоемкие этапы – сборку фюзеляжа, стыковку крыла
и фюзеляжа, сборку планера самолета. Использование лазерных трекеров
(измерительные приборы) и промышленных роботов позволит соединять
многотонные агрегаты крупных самолетов с точностью до сотых долей
миллиметра за несколько часов. Тогда как ранее подобные операции
проводились с участием десятков высококвалифицированных слесарей-
сборщиков и занимали недели. В итоге отечественная технология позволит
сократить трудоемкость окончательной сборки воздушного судна в три-
четыре раза.
На отечественных самолетостроительных заводах сейчас используется
лишь несколько похожих линий бесстапельной сборки, правда, все они
иностранного производства, но технологии импортозамещения и
«индустрия-4.0» ускоряют развитие отечественной отрасли.
По материалам СМИ