Государственная Дума ФС РФ 28 мая приняла в первом чтении
законопроект, предусматривающий поправки в закон «О
промышленной политике в Российской Федерации» в части
регулирования специальных инвестиционных контрактов (СПИК).
Событие прокомментировал Владимир Гутенев, первый заместитель
председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике,
промышленности, инновационному развитию и предпринимательству:
«Механизм специальных инвестиционных контрактов уже
зарекомендовал себя как один из действенных инструментов стимулирования
промышленной деятельности на территории Российской Федерации. У
инвесторов появилась возможность заключения СПИК с 2014 года. На
данный момент подписано 33 федеральных СПИК и 27 региональных в 11
отраслях промышленности, среди которых фармацевтика, автопром,
химический комплекс, нефтегазовое машиностроение, металлургия,
сельскохозяйственное и энергетическое машиностроение, станкостроение,
авиастроение, производства насосного оборудования, медицинская
промышленность.
Реализация только федеральных проектов позволит создать порядка 15
тыс. шт. новых рабочих мест, суммарный объем заявленных инвестиций в
промышленность в рамках СПИК превышает 430 млрд рублей, а в рамках
проектов в целом превысит 725 млрд рублей, ожидаемый объем
произведенной продукции – превысит 10 трлн рублей, а объем
реализованной продукции составит порядка 10,8 трлн рублей.
В предлагаемом законопроекте есть несколько принципиальных
отличий от действующего механизма.
Прежде всего меняется предмет заключения специнвестконтрактов:
раньше СПИК заключался с целью создания либо модернизации
промышленных производств, теперь контракт будет подписываться только с
теми компаниями, которые приносят современные зарубежные или
отечественные технологии, отсутствующие на сегодня в РФ. Список
передовых технологий будет сформирован и утвержден Правительством РФ.
Другая важная новация – стабилизационная оговорка о неизменности
принципов ведения бизнеса будет действовать только в части прямых
налогов, а НДС и акцизы не будут подпадать под режим неизменности.
Кроме того, в обязательном порядке специнвестконтракт должен быть
заключен при участии регионов и муниципалитетов.
Еще один момент – срок действия специнвестконтрактов будет
продлен до 15 лет для проектов с объемом инвестиций до 50 млрд рублей
включительно и до 20 лет для проектов, свыше 50 млрд рублей.
Одновременно, исключается минимальный порог по вхождению в этот
режим. Ранее минимальный порог был установлен в размере 750 млн рублей.
Сейчас этого минимального порога нет, это позволит обеспечить доступ
более широкого перечня из состава участников в эти специнвестконтракты.
Отмечая целесообразность и своевременность предлагаемых
изменений Комитет Государственной Думы по экономической политике,
промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
считает, что принятие законопроекта будет способствовать достижению
задач, поставленных Президентом Российской Федерации по развитию
конкуренции в процессе реализации специнвестконтрактов и привлечению
долгосрочных негосударственных инвестиций в высокотехнологичные
проекты, предусматривающие внедрение современных технологий».
СПРАВОЧНО:
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон
«О промышленной политике в Российской Федерации» в целях
совершенствования механизма СПИК для максимального обеспечения
конкуренции в процессе его реализации и привлечения долгосрочных
негосударственных инвестиций в высокотехнологичные проекты, путем
введения новых форм СПИК.
Всего на данный момент подписано 33 федеральных СПИК: в 11
отраслях промышленности: в фармацевтике (6), автопроме (7), химическом
комплексе (5), нефтегазовом машиностроении (4), металлургии (3),
сельскохозяйственном и энергетическом машиностроении (по 2), в сферах
станкостроения, авиастроения, производства насосного оборудования,
медицинской промышленности (по 1).
Реализация указанных проектов позволит достичь следующих
показателей:
Общее количество новых рабочих мест по проектам превысит 15,5 тыс.
шт.; суммарный объем заявленных инвестиций в промышленность в рамках
этих проектов превысит 725 млрд рублей (в рамках СПИК – порядка 438
млрд рублей), объем произведенной продукции – превысит 10 трлн рублей, а
объем реализованной продукции составит порядка 10,8 трлн рублей.
Региональных СПИК в отраслях промышленности – 27, в том числе
Центральный федеральный округ – 5, Южный федеральный округ – 1,
Северо-Западный федеральный округ – 2, Сибирский федеральный округ –
4, Уральский федеральный округ – 7 , Приволжский федеральный округ – 8
Основные отрасли, в которых заключаются региональные СПИК:
машиностроение, металлургия, химический комплекс. В пищевой
промышленности – 1, энергетической промышленности – 1
Реализация указанных проектов позволит достичь следующих
показателей: общее количество новых рабочих мест по проектам превысит
6,8 тыс. шт.; суммарный объем заявленных инвестиций в промышленность в
рамках этих проектов превысит 402 млн рублей, налоговые поступления в
бюджеты регионов составят свыше 608 млн руб.
В целях совершенствования действующего механизма СПИК
законопроект в том числе предлагает:
1) механизм отбора участников СПИК на принципах публичности
путем проведения как открытого, так и закрытого конкурсного отбора;
2) предметом СПИК установить не просто освоение серийного
производства промышленной продукции, а освоение серийного
производства промышленной продукции на основе разработанных и (или)
внедренных в рамках СПИК современных технологий;
3) изменить круг участников СПИК – обязательно одновременно в
заключении СПИК участвуют в качестве сторон СПИК органы власти всех
уровней как федеральных, так и региональных и местных;
4) четко прописать в Законе о промышленной политике обязательства
инвестора, в том числе обязательства по разработке современной технологии
либо получению исключительного права или права использования
результатов интеллектуальной деятельности;
5) пересмотреть предельные сроки действия СПИК: не более 15 лет для
проектов с объемом инвестиций до 50 млрд рублей включительно и не более
20 лет для проектов свыше 50 млрд рублей;
6) исключить ограничение 2025 годом по предоставлению налоговых
льгот;
7) исключить требование по минимальному объему инвестиций для
возможности претендовать на заключение СПИК;
6) СПИК, уже заключенным на момент вступления
в силу законопроекта, продолжить свое действие;
7) и в законе прописать возможность заключения СПИК в соответствии
с Законом (в редакции законопроекта) до 31 декабря 2030 года;
и другие положения, которыми уточняются полномочия Правительства
Российской Федерации, Минпромторга России и процедура контроля за
реализацией СПИК.
По сообщению пресс-службы СоюзМаш России