Комментарий к изменениям в законе о СПИК

Комментарий к изменениям в законе о СПИК

Комментарий к изменениям в законе о СПИК

30 Май 2019

Государственная Дума ФС РФ 28 мая приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий поправки в закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в части регулирования специальных инвестиционных контрактов (СПИК).

Событие прокомментировал Владимир Гутенев, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству:

«Механизм специальных инвестиционных контрактов уже зарекомендовал себя как один из действенных инструментов стимулирования промышленной деятельности на территории Российской Федерации. У инвесторов появилась возможность заключения СПИК с 2014 года. На данный момент подписано 33 федеральных СПИК и 27 региональных в 11 отраслях промышленности, среди которых фармацевтика, автопром, химический комплекс, нефтегазовое машиностроение, металлургия, сельскохозяйственное и энергетическое машиностроение, станкостроение, авиастроение, производства насосного оборудования, медицинская промышленность.

Реализация только федеральных проектов позволит создать порядка 15 тыс. шт. новых рабочих мест, суммарный объем заявленных инвестиций в промышленность в рамках СПИК превышает 430 млрд рублей, а в рамках проектов в целом превысит 725 млрд рублей, ожидаемый объем произведенной продукции – превысит 10 трлн рублей, а объем реализованной продукции составит порядка 10,8 трлн рублей.

В предлагаемом законопроекте есть несколько принципиальных отличий от действующего механизма.

Прежде всего меняется предмет заключения специнвестконтрактов: раньше СПИК заключался с целью создания либо модернизации промышленных производств, теперь контракт будет подписываться только с теми компаниями, которые приносят современные зарубежные или отечественные технологии, отсутствующие на сегодня в РФ. Список передовых технологий будет сформирован и утвержден Правительством РФ.

Другая важная новация – стабилизационная оговорка о неизменности принципов ведения бизнеса будет действовать только в части прямых налогов, а НДС и акцизы не будут подпадать под режим неизменности. Кроме того, в обязательном порядке специнвестконтракт должен быть заключен при участии регионов и муниципалитетов. Еще один момент – срок действия специнвестконтрактов будет продлен до 15 лет для проектов с объемом инвестиций до 50 млрд рублей включительно и до 20 лет для проектов, свыше 50 млрд рублей.

Одновременно, исключается минимальный порог по вхождению в этот режим. Ранее минимальный порог был установлен в размере 750 млн рублей.

Сейчас этого минимального порога нет, это позволит обеспечить доступ более широкого перечня из состава участников в эти специнвестконтракты.

Отмечая целесообразность и своевременность предлагаемых изменений Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству считает, что принятие законопроекта будет способствовать достижению задач, поставленных Президентом Российской Федерации по развитию конкуренции в процессе реализации специнвестконтрактов и привлечению долгосрочных негосударственных инвестиций в высокотехнологичные проекты, предусматривающие внедрение современных технологий».

СПРАВОЧНО:

Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации» в целях совершенствования механизма СПИК для максимального обеспечения конкуренции в процессе его реализации и привлечения долгосрочных негосударственных инвестиций в высокотехнологичные проекты, путем введения новых форм СПИК.

Всего на данный момент подписано 33 федеральных СПИК: в 11 отраслях промышленности: в фармацевтике (6), автопроме (7), химическом комплексе (5), нефтегазовом машиностроении (4), металлургии (3), сельскохозяйственном и энергетическом машиностроении (по 2), в сферах станкостроения, авиастроения, производства насосного оборудования, медицинской промышленности (по 1).

Реализация указанных проектов позволит достичь следующих показателей:

Общее количество новых рабочих мест по проектам превысит 15,5 тыс. шт.; суммарный объем заявленных инвестиций в промышленность в рамках этих проектов превысит 725 млрд рублей (в рамках СПИК – порядка 438 млрд рублей), объем произведенной продукции – превысит 10 трлн рублей, а объем реализованной продукции составит порядка 10,8 трлн рублей.

Региональных СПИК в отраслях промышленности – 27, в том числе Центральный федеральный округ – 5, Южный федеральный округ – 1, Северо-Западный федеральный округ – 2, Сибирский федеральный округ – 4, Уральский федеральный округ – 7 , Приволжский федеральный округ – 8 Основные отрасли, в которых заключаются региональные СПИК:

машиностроение, металлургия, химический комплекс. В пищевой промышленности – 1, энергетической промышленности – 1 Реализация указанных проектов позволит достичь следующих показателей: общее количество новых рабочих мест по проектам превысит 6,8 тыс. шт.; суммарный объем заявленных инвестиций в промышленность в рамках этих проектов превысит 402 млн рублей, налоговые поступления в бюджеты регионов составят свыше 608 млн руб.

В целях совершенствования действующего механизма СПИК законопроект в том числе предлагает:

1) механизм отбора участников СПИК на принципах публичности путем проведения как открытого, так и закрытого конкурсного отбора;

2) предметом СПИК установить не просто освоение серийного производства промышленной продукции, а освоение серийного производства промышленной продукции на основе разработанных и (или) внедренных в рамках СПИК современных технологий;

3) изменить круг участников СПИК – обязательно одновременно в заключении СПИК участвуют в качестве сторон СПИК органы власти всех уровней как федеральных, так и региональных и местных;

4) четко прописать в Законе о промышленной политике обязательства инвестора, в том числе обязательства по разработке современной технологии либо получению исключительного права или права использования результатов интеллектуальной деятельности;

5) пересмотреть предельные сроки действия СПИК: не более 15 лет для проектов с объемом инвестиций до 50 млрд рублей включительно и не более 20 лет для проектов свыше 50 млрд рублей;

6) исключить ограничение 2025 годом по предоставлению налоговых льгот;

7) исключить требование по минимальному объему инвестиций для возможности претендовать на заключение СПИК;

6) СПИК, уже заключенным на момент вступления в силу законопроекта, продолжить свое действие;

7) и в законе прописать возможность заключения СПИК в соответствии с Законом (в редакции законопроекта) до 31 декабря 2030 года;

и другие положения, которыми уточняются полномочия Правительства Российской Федерации, Минпромторга России и процедура контроля за реализацией СПИК.



По сообщению пресс-службы СоюзМаш России


Список Новостей