Совершенствование системы закупок и нормативное регулирование
промышленности обсудили на первом заседании рабочей подгруппы
Госсовета по направлению «Промышленность». Среди участников
совещания – федеральные органы исполнительной власти,
представители крупнейших корпораций, руководители профильных
региональных министерств.
В существующих экономических условиях, с учетом роста
санкционного давления и снижения объемов военно-технического
сотрудничества большие надежды возлагают на реализацию национальных
проектов. На них выделено почти 26 трлн рублей, которые будут поступать в
течение шести лет. Эти средства открывают возможности для получения
серьезного импульса к развитию промышленности. Подгруппа выполняет
роль координатора в направлении «Промышленность», и дает возможность
оперативно вносить нормативные и законодательные изменения,
необходимые для отрасли.
Руководитель подгруппы, председатель Комиссии Государственной
Думы по правовому обеспечению развития организаций оборонно-
промышленного комплекса Владимир Гутенев сообщил:
«Реализация, в том числе и национальных проектов требует
формирования в ближайшее время серьезных преференций для нашей
промышленности как на внутренних, так и на внешних рынках. Поэтому мы
считаем вполне возможным ряд предложений, которые будут рождаться в
других подгруппах, предварительно их прорабатывать с помощью
депутатского корпуса: направлять эти предложения для отзыва в главное
правовое управление администрации Президента, в аппарат Правительства и
прорабатывать проблемные вопросы до заседания Госсовета».
Заместитель руководителя рабочей группы Государственного совета по
направлению «Промышленность», заместитель министра промышленности и
торговли России Василий Осьмаков выделил основные направления работы
подгруппы. В первую очередь это стимулирование спроса на российскую
высокотехнологичную продукцию в рамках национальных проектов. Также
среди приоритетных направлений работы – облегчение условий экспорта.
Важнейшим блоком специалисты считают обновление устаревших
стандартов и норм на производствах. Так, по оценке экспертов, из-за
технологических требований построить современный завод в России стоит на
30% дороже, чем за рубежом.
«Все, что касается диверсификации ОПК, законодательных изменений,
которые с одной стороны облегчили бы оборонным предприятиям
производство гражданской продукции, а с другой – создали
соответствующий стимул для выхода на гражданскую продукцию. Основной
вопрос у ОПК – зачем предприятиям заниматься гражданским
производством? Мы должны законодательно помочь ответить на этот
вопрос», – сказал Осьмаков.
Еще одно направление – совершенствование законодательства в сфере
контрактации. Некоторых изменений в правовом поле эксперты уже
добились: внесено более 100 поправок в 44 ФЗ о госзакупках.
Заместитель председателя комитета по финансовому рынку
Государственной Думы, координатор проекта Общероссийского народного
фронта «ЗА честные закупки» Антон Гетта отметил, что закон был внесен в
Думу и рассмотрен в кратчайшие сроки. С 1 июля вступят в силу основные
его нормы. По его словам, изменения позволят промышленности оперативно
решать задачи, в том числе в части реализации нацпроектов. Осенью
планируется внести второй пакет поправок.
«Президентом поставлена задача: обратить особое внимание на
импортозамещение и упрощение доступа к закупкам именно российских
поставщиков с российскими же заказчиками в реализации нацпроектов.
Разумеется, речь о промышленности, о заводах, фабриках. Будем делать все,
чтобы использовались не запретительные, ущемляющие наших иностранных
партнеров меры, а создавались условия приоритетного порядка для
отечественных промышленников», – добавил Антон Гетта.
Новые поправки направлены на внедрение типовых форм электронных
документов, сокращения способов закупок с одиннадцати до трех. Эксперты
рассматривают и возможность дальнейшего сокращения сроков проведения
процедур. Как способ вытеснения с рынка фирм-однодневок, эксперты
рассматривают возможность введения универсальной стоимостной
предквалификации, предусматривающей допуск к закупкам свыше
определенного объема только участников, имеющих успешный опыт в
исполнении объема не менее 20% от начальной максимальной цены
контракта.
Среди поправок – введение рейтинга деловой репутации с
автоматическим формированием для участия в торгах, внесение изменений в
порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе, а также возможность
предусмотреть проведение процедуры медиации (форма досудебного
урегулирования споров, которая используется во всем мире).
На заседании также присутствовали представители крупных
промышленных регионов, в том числе успешно реализующих
инвестиционные программы (Новосибирская, Самарская, Свердловская,
Ростовская области).
Рабочая группа позволит быстро вносить нормативные и
законодательные изменения, необходимые для промышленности.
Совершенствование законодательства даст возможность более эффективно
реализовывать меры поддержки производителей, включая преференции в
рамках госзакупок, что сможет обеспечить гарантированный спрос на
отечественную продукцию, обеспечит создание новых производственных
мощностей и повысит общий уровень конкурентоспособности российской
промышленности.
По информации пресс-службы Союза машиностроителей России