Вчера в подмосковном Жуковском на аэродроме Летно-
исследовательского института им. М.М. Громова открылся
Международный авиационно-космический салон МАКС – 2019, который
будет работать по 1 сентября 2019 года. Входящий в Союз
машиностроителей России спецэкпортер АО «Рособоронэкспорт»
пригласил на авиасалон 120 делегаций из 65 стран мира.
Генеральный конструктор Раменского приборостроительного
конструкторского бюро, заместитель гендиректора по НИОКР бортового
оборудования – генеральный конструктор Концерна «Радиоэлектронные
технологии» (АО «КРЭТ»), член Бюро Союза машиностроителей России
Гиви Джанджгава в первый день авиасалона провел встречу с учеными и
отраслевыми журналистами и сообщил, в каком направлении следует
развиваться отечественному авиастроению.
Генеральный конструктор считает, что стратегию авиационной
промышленности на десятилетия создать невозможно в связи с постоянно
меняющими внешними и внутренними условиями, поэтому необходима
обновляемая раз в два-три года концепция:
«Сейчас обсуждается стратегия развития авиационной
промышленности. Но стратегию невозможно создать в этих условиях
финансирования, политического давления. На десять – пятнадцать лет
запланировать технологическое развитие просто невозможно, нужно делать
концепцию, которая через год-два будет обновляться. Я считаю, что
творчество – это такой путь, который в любых условиях организации будет
находить выход из положения. Надо так написать стратегию, чтобы и деньги
с Минфина получить и сделать все. Пишется стратегия, но с обновлением
через два-три года».
Джанджгава отметил, что в обычном авиастроении российские
производители вряд ли догонят Airbusи Boeing, которые выпускают по 600–
700 образцов, но необходимо обратить внимание на «междисциплинарные
приемы».
«А сверхзвуковой самолет – мы можем сделать, можем развивать это
направление. Надо включить творческий потенциал, мотивацию творческого
и технологического труда, тогда у нас все начнет получаться. Нам надо
выбирать очень узкие места, найти время, силы и желания, чтобы это были
опережающие технологии. Я и вас агитирую, впрягайтесь, давайте тянуть эту
повозку», – добавил конструктор.
Президент РПКБ сообщил о разработки предприятием бортового
оборудования, не отстающего от зарубежных аналогов, и максимальной
унификации его для разных типов воздушных судов.
«На сегодняшний день система создана, мы уже выходим на
сертификацию, оборудовали объекты СЛО, который обслуживает
правительство – Ил-96 и так далее. Есть вопрос ценового характера, и мы
стараемся жестко держаться унификации, и создавать такое количество,
чтобы можно было добиться и качества выпуска продукции и ценовых
параметров», – добавил конструктор.
В настоящий момент ведутся работы над отечественными приборами
для лайнера SSJ-NEW. По словам Джанджгавы, уже подписано техническое
задание, на авиасалоне планируется обсудить конкретные графики и
финансирование.
«Мы надеемся, что это будет тот объект, который заслуживает
уважения. Параллельно будем модернизировать Ил-114, Ил-96-400 и с этой
группой гражданских аппаратов попробуем выйти на наш внутренний рынок,
набить шишки, а потом уже и на за рубеж», – отметил президент РПКБ.
Джанджгава также высказался на тему перспективы беспилотной
авиации. По его мнению, необходимо «высвобождать пилотов» и
организовать процессы так, чтобы «все происходило автоматически».
Поддерживает развитие беспилотных летательных аппаратов и
заместитель председателя Комиссии Союза машиностроителей России по
развитию аэронавигационной системы, заместитель генерального директора
по научной работе и развитию АО «АЗИМУТ» Виктор Соломенцев. «Я
думаю, что пройдет двадцать, тридцать, сорок лет, и у нас будут зоны,
которые будут выделяться для пилотируемой авиации, для удовольствия, а в
основном будут летать аппараты-автоматы», – сказал он.
Соломенцев также отметил необходимость создания доступной всем
конструкторам обновляемой онлайн-базы стандартов. В разработке
стандарта, подчеркивает он, должны быть заинтересованы производители –
так легко работать, а также это дает разработчику стандарта приоритет на
рынке.
Эксперт также поднял вопрос о ситуации с вузами. Соломенцев считает
необходимым закрывать вузы, которые не занимаются научной работой.
«Нужно провести инвентаризацию. Такого количества инженеров в
нашей стране не нужно. Если он инженер, то он должен быть инженер, а не
человек, получивший некое общее высшее образование, особенно бакалавры
– четыре года отучился без специальности, без всего, получил базовые
знания, но он не инженер, не разработчик – проблема в этом. На мой взгляд,
надо переходить к тому, чтобы вузы обязательно были вовлечены в науку, и
только такие имели право на существование», – заявил Соломенцев.
Участники дискуссии также обсудили вопросы безопасности полетов,
программу базовых критических технологий, проблемы с изданием научно-
технической литературы в России.
По сообщению СоюзМаша России