Елена Панина: «Наука – это базовый стратегический приоритет страны»

Елена Панина: «Наука – это базовый стратегический приоритет страны»

Елена Панина: «Наука – это базовый стратегический приоритет страны»

16 Сен 2019

Депутат Государственной Думы ФС РФ Елена Панина выступила в Государственной Думе по вопросу: «О ходе реализации национального проекта «Наука» и о совершенствовании законодательного обеспечения научной и научно-технологической деятельности».

По словам Елены Паниной, от успеха национального проекта «Наука», от современных научных достижений зависит дальнейшее развитие российской экономики, внедрение новых технологий, конкурентоспособность на мировых рынках, экономическая безопасность. Все нацпроекты требуют мощной научной политики.

«Сегодня было высказано немало критики в адрес Министерства науки и высшего образования. Проблем в этой сфере действительно много, – сказала Елена Владимировна. – Но давайте будем объективными. Разгром, которому подверглась российская наука в 90-е годы, сравним только со средневековьем. Финансирование науки было резко свернуто: в 1990–1995 годы оно снизилось в 4,4 раза, затраты на собственно продуктивную исследовательскую работу сократились примерно в десять раз. Началось массовое бегство как заслуженных, так и наиболее способных молодых ученых за рубеж. Этот процесс, который шел катастрофически быстрыми темпами, привел к уничтожению целых научных школ, снижению качества высшего образования, к деградации и падению рейтинга российских академических журналов.

Внесли свой вклад в этот разгром и постоянные реорганизации в управлении отраслью. В 1993, 1996, 1999 и в 2004 годах. В итоге все слили в кучу: общее и профессиональное образование, вузы, науку и техническую политику, – в единое Минобрнауки – этакий неуправляемый монстр.

Год назад было, наконец, создано Министерство науки и высшего образования. В сентябре прошлого года принят Нацпроект «Наука». По временным параметрам год – это очень мало. Но уже сегодня мы видим положительные тенденции. Михаил Михайлович (министр науки и высшего образования М.М. Котюков – прим. ред.) подробно рассказал об этом в своем докладе. Хочу добавить лишь один штрих: на 2019 год запланировано 30 морских экспедиций. В настоящее время завершены 22 В последние годы мы забыли, что это такое. А ведь Россия с XVII века славилась своими экспедициями, в советское время это были грандиозные, мирового масштаба, события. И вот мы вернулись к этой научной деятельности. Кто-нибудь знает об этом? Наша молодежь знает об этом? Что, вообще, знает страна о наших научных достижениях?

В целом, к сожалению, в Национальном проекте «Наука» мало представлены мероприятия, направленные на освещение научной деятельности, повышение престижа отечественной как фундаментальной, так и прикладной науки, ученых, изобретателей. Мы не можем в телеэфире назвать имена ученых и показать их конкретные результаты. Все считается рекламой, за которую нужно платить большие деньги. Это надо менять. Мы подготовим соответствующие поправки в закон о рекламе.

Вместе с тем, мы отлично понимаем, что предстоит еще огромная работа по восстановлению и приумножению нашего научного потенциала. Во фракции мы изучили целевые показатели нацпроекта «Наука».

Один из блоков показателей – получение патентов на изобретения. Мы видим ряд проблем в сфере защиты интеллектуальной собственности (так называемое патентное право). Российский институт интеллектуальной собственности, сформированный в ходе переговоров по вступлению в ВТО, крайне консервативен (в отличие от зарубежных стран), предоставляет максимальные возможности иностранным компаниям, что препятствует развитию отечественной инновационной экономики. Необходимы серьезные изменения их правил, в том числе в законодательной сфере.

Важная тема – снижение бюрократизма в науке, снижение бюрократической нагрузки на исследователей. Мипросвещения подготовлен законопроект – поправки в Закон об образовании, направленные на уменьшение нагрузки на учителей по составлению ими отчетов, ответов на информационные запросы. Полагаем, что меры по минимизации отчетности должны распространяться не только на учителей школ, но и преподавателей вузов, учреждений среднего и дополнительного профессионального образования, на ученых.

Сегодня Миннауки довольно тесно взаимодействует с Государственной Думой в части законопроектной работы. В весеннюю сессию нами был принят в первом чтении законопроект о совершенствовании практической подготовки в образовании, призванный преодолеть разрыв между теорией и практикой. Однако ко второму чтению мы должны его серьезно доработать с участием работодателей, Минпромторга, отраслевых министерств, регионов в целях создания законодательных возможностей у предприятий и организаций для организации учебного процесса, а также для создания у них кафедр ведущих вузов и научных центров.

Ключевой вопрос – разработка нового закона о науке. Старый был принят больше двадцати лет назад, и за эти годы в него внесено множество поправок. Новый законопроект разрабатывается с 2016 года. В начале лета этого года Миннауки вынесло проект закона на общественные консультации. Предлагаем с учетом состоявшейся дискуссии провести завершающее обсуждение на площадке Государственной Думы.

Главное, в законе должно быть записано и красной нитью проходить через весь текст: наука – это базовый стратегический приоритет страны. Результаты реализации Нацпроекта «Наука» должны сказаться на росте реальных доходов граждан и снижении уровня бедности. Мы сегодня говорили о низкой зарплате ученых, преподавателей вузов и о том колоссальном разрыве в оплате труда между руководителями и рядовыми работниками. Это характерно и для других отраслей. Полагаю, что мы должны законодательно закрепить эти параметры. И это мировая практика. Однако системное повышение доходов населения возможно только за счет развития экономики на новой технологической основе, создания инновационных рабочих мест.

Важнейшая цель реализации Национального проекта «Наука» – повышение продолжительности жизни наших граждан. Ведь для решения этой задачи необходимы научные разработки в сфере охраны здоровья, новые медицинские технологии, новые лекарственные средства. Достижение этой цели невозможно переоценить!

Мы продолжим совместную работу с Министерством науки и высшего образования, Российской академией наук, другими министерствами и ведомствами, научным и педагогическим сообществом с тем, чтобы цели и задачи Нацпроекта «Наука» были, безусловно, выполнены».

По материалам пресс-службы Государственной Думы ФС РФ


Список Новостей