На выставке «Нева – 2019» компания «Морсвязьавтоматика» (МСА)
представила электрическое судно Ecovolt, созданное практически
полностью из российских комплектующих.
В целом локализация оценивается в 75%, и это самые
высокотехнологичные компоненты судна – системы управления судном,
электродвигатели, системы кондиционирования и вентиляции, системы
хранения энергии и даже зарядные станции.
Корабль очень хорошо сконструирован инженерами компании и
продуман до мелочей. Кресла для салона компания разработала и производит
сама, их можно буквально за час легко трансформировать, и из речного
трамвайчика судно превратится в ресторан на воде. Все кресла легко
двигаются по салону, и не закреплены жестко. Между ними распложены
специальные подлокотники, и в зависимости от пожеланий и назначения
судна в данный конкретный момент, подлокотники можно убрать,
добившись максимальной вместимости в 86 пассажиров, тем самым
превратив судно в речной автобус.
Просторный салон, просторный тамбур, два туалета, бар и открытая
верхняя палуба
Кстати, пол верхней палубы – заодно и солнечная батарея. Ее для
движения судна, конечно недостаточно, но вполне хватает для внутренних
потребностей, что снижает потребление энергии от аккумуляторов.
Рубка капитана судна очень компактна и удобна. Чтобы сесть в кресло,
не нужно его обходить – оно установлено в поворачивающемся модуле,
и вращается на 360%. Сидишь, как будто не в рубке судна, а в рубке
небольшого космического корабля. Видео на главный обзорный экран
передается с нескольких камер, уставленных по периметру корпуса. Вокруг
приборы, кнопки, в руках два джойстика управления двигателями
напоминающие ручное управление движением самолета, но управляют они
не только тягой, но и курсом. Поэтому никакого штурвала нет, каждый
из двух двигателей управляется независимо, за счет чего обычно
неповоротливый катамаран может развернуться почти на месте.
В качестве силовых установок используются два электродвигателя
мощностью 25 КВт производства МСА. Но это не привычные нам
коллекторные двигатели, а линейные. У них обмотка находится, в отличие
от коллекторных, в статоре, а в роторе – магнит. Это позволило сделать
двигатель легче, компактнее, надежнее, но главное он полностью герметичен.
На судне нет никого машинного отделения. Оба двигателя находятся
просто в воде целиком. Никаких механических приводов, никаких
редукторов, никаких коробок передач! Плюс расположение двигателей
в воде снижает шум и вибрации, пассажир слышит шум воды, ветра,
и никаких посторонних шумов, никаких запахов, никаких вибраций.
Аккумуляторы для питания двигателя распложены в поплавках
катамарана, и заодно служат балластом. Их полного заряда хватит на 10
часов работы или до 75 миль (140 км), то есть – ночью заряжаем, потом весь
день работаем на маршруте. Полный заряд достигается за 70 мин. Но есть
и другие режимы зарядки, например на одной 15 минутной зарядке судно
может пройти 22 км. При работе в режиме прогулочного зарядку можно
осуществлять во время загрузки-выгрузки пассажиров, тогда судно способно
работать, по сути, неограниченно долго.
Зарядную станцию тоже производит МСА, она может быть
установлена как на берегу стационарно, так и помещена на плавучую
платформу, аналогичную той, на которой и построен Ecovolt.
Кстати, судно построено по модульному принципу, и может быть легко
разобрано для транспортировки. Ну и немного характеристик: двухпалубный
речной, электрический катамаран, длина – 18,5 м, ширина – 6,9 м, осадка –
1,1 м, максимальная скорость движения – 7,5 узлов (14 км/ч), вместимость –
до 86 человек.
Стоимость Ecovolt – порядка 1 млн рублей за пассажирское место, что
примерно соответствует стоимости аналогичных дизельных судов. Но при
этом, по словам генерального директора ООО «НПК Морсвязьавтоматика»
Андриана Правдина, электросудно в 5–7 раз дешевле в эксплуатации! Это
потрясающая экономичность, которая способна кардинально изменить всю
экономику речных пассажирских перевозок, значительно снизив цены
на билеты, при сохранении их прибыльности без государственных субсидий.
По материалам https://sdelanounas.ru/