Правительство одобрило профицитный бюджет на 2020–2022 годы

Правительство одобрило профицитный бюджет на 2020–2022 годы

Правительство одобрило профицитный бюджет на 2020–2022 годы

25 Сен 2019

Законопроект сформирован на основе «базового» варианта прогноза социально-экономического развития России на 2020–2022 годы, подготовленного Минэкономразвития.

Прогноз предполагает реализацию бюджетной политики с соблюдением бюджетных правил и проведение Банком России денежно- кредитной политики в рамках режима таргетирования инфляции. А также прогноз сформирован с учетом реализации национальных целей и ключевых приоритетов до 2024 года, определенных в майском указе Президента РФ.

Профицит. В предстоящий трехлетний период прогнозируется профицит федерального бюджета – в 2020 году на уровне 0,8% ВВП, в 2021 году – 0,5% ВВП, в 2022 году – 0,2% ВВП.

Ненефтегазовый дефицит в 2020–2022 годах стабилен и прогнозируется на уровне 5,8%–5,9% ВВП.

Расходы. Расходы федерального бюджета увеличиваются в течение всего трехлетнего периода. Наибольшие бюджетные ресурсы направляются на социальную сферу и повышение качества жизни граждан. Например, расходы на здравоохранение в 2020 году по сравнению с 2019 годом растут почти на 50%, такой рост произойдет впервые с 2005 года.

Общий объем расходов федерального бюджета в 2020 году составит 19,5 трлн рублей (+6,5 % к 2019 году), в 2021 году – 20,6 трлн рублей (+5,9 % к 2020 году) и в 2022 году – 21,8 трлн рублей (+5,5 % к 2021 году).

Федеральный бюджет на 2020–2022 годы имеет стимулирующий характер для экономики – расходы по отношению к ВВП растут, несмотря на значительное замедление мировой экономики и нестабильную ситуацию на мировом рынке энергоносителей.

За 2019–2020 годы расходы суммарно увеличиваются на 1,2% ВВП – это самый масштабный стимул для экономики с 2009 года, имеющий устойчивый структурный характер, так как соблюдается бюджетное правило (бюджет балансируется при цене нефти 40долл./барр). Сопоставимое увеличение расходов последний раз наблюдалось только в 2008–2009 годах, когда на реализацию антикризисных мер был потрачен значительный объем накопленных резервов.

После повышения объема бюджетных ассигнований в 2020 году до 17,3% ВВП в дальнейшем прогнозируется умеренное снижение расходов федерального бюджета до 16,9 % ВВП к 2022 году.

Расходы федерального бюджета на реализацию национальных проектов. Приоритет расходов в бюджете на предстоящий трёхлетний период – содействие достижению национальных целей развития, инструментом реализации которых являются национальные проекты. В федеральном бюджете на 2020–2022 годы предусмотрено увеличение расходов практически на все национальные проекты, по сравнению с ранее утвержденными.

Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национальных проектов в целом запланированы в 2020 году в объеме 2 трлн рублей, в 2021 году – 2,2 трлн рублей, в 2022 году – 2,7 трлн рублей.

Доходы. В 2020–2022 годах прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета с 20, 2 трлн рублей в 2019 году до 20,4 трлн рублей в 2020 году (+0,9 % к 2019 году), 21,2 трлн рублей в 2021 году (+4,3 % к 2020 году) и 22,1 трлн рублей в 2022 году (+3,8 % к 2021 году).

По отношению к ВВП доходы будут постепенно сокращаться с 18,5% ВВП в 2019 году и 18% ВВП в 2020 году до 17,7% ВВП в 2021 году и 17,2% ВВП в 2022 году.

Указанная динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов по отношению к ВВП с 7,2% ВВП в 2019 году до 6% ВВП к 2022 году, большей частью из-за следующих факторов – снижения цен на энергоносители и роста выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот предприятиям топливно-энергетического комплекса.

Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета в рассматриваемом периоде достаточно стабильны – после небольшого увеличения по отношению к ВВП с 11,2% в 2019 году до 11,4% в 2020 году, связанном в том числе с рядом разовых неналоговых поступлений, они незначительно снизятся до 11,1% ВВП к 2022 году, преимущественно за счет снижения поступлений акцизов на нефтепродукты в связи с их поэтапной передачей на региональный уровень.

В результате доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях доходов федерального бюджета снизится с 40,8% в 2019 году до 35% в 2022 году.

ФНБ. В 2020–2022 годах согласно бюджетным правилам с учетом макропрогноза не предполагается использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) на финансирование дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ.

В 2020 году предусматривается увеличение объема средств ФНБ с 8,2 трлн рублей до 11,1 трлн рублей, в 2021 году – 11,1 трлн рублей до 13,7 трлн рублей, в 2022 году – 13, 7 трлн рублей до 16,2 трлн рублей. Госдолг. В предстоящем периоде объем государственного долга Российской Федерации сохранится на безопасном уровне (менее 20% ВВП).

В 2020–2022 годах ожидается рост объема государственного долга Российской Федерации. По итогам 2020 года объем государственного долга составит 17,1 трлн рублей, 2021 года – 19 трлн рублей и 2022 года – 21, 1 трлн рублей.

В общем объеме государственного долга будет преобладать государственный внутренний долг в связи с преимущественным выпуском государственных ценных бумаг РФ в рублях как в последние годы, так и в прогнозируемом периоде. Так, в общем объеме государственного долга РФ его доля составит 75,3% в 2020 году, 76,4% в 2021 году и 78,2% в 2022 году.



*Подробную информацию об основных характеристиках федерального бюджета на 2020–2022 годы смотрите на сайте Минфина.


Список Новостей