Законопроект сформирован на основе «базового» варианта прогноза
социально-экономического развития России на 2020–2022 годы,
подготовленного Минэкономразвития.
Прогноз предполагает реализацию бюджетной политики с
соблюдением бюджетных правил и проведение Банком России денежно-
кредитной политики в рамках режима таргетирования инфляции. А также
прогноз сформирован с учетом реализации национальных целей и ключевых
приоритетов до 2024 года, определенных в майском указе Президента РФ.
Профицит. В предстоящий трехлетний период прогнозируется
профицит федерального бюджета – в 2020 году на уровне 0,8% ВВП, в
2021 году – 0,5% ВВП, в 2022 году – 0,2% ВВП.
Ненефтегазовый дефицит в 2020–2022 годах стабилен и
прогнозируется на уровне 5,8%–5,9% ВВП.
Расходы. Расходы федерального бюджета увеличиваются в течение
всего трехлетнего периода. Наибольшие бюджетные ресурсы
направляются на социальную сферу и повышение качества жизни
граждан. Например, расходы на здравоохранение в 2020 году по сравнению
с 2019 годом растут почти на 50%, такой рост произойдет впервые с 2005
года.
Общий объем расходов федерального бюджета в 2020 году составит
19,5 трлн рублей (+6,5 % к 2019 году), в 2021 году – 20,6 трлн рублей (+5,9 %
к 2020 году) и в 2022 году – 21,8 трлн рублей (+5,5 % к 2021 году).
Федеральный бюджет на 2020–2022 годы имеет стимулирующий
характер для экономики – расходы по отношению к ВВП растут,
несмотря на значительное замедление мировой экономики и нестабильную
ситуацию на мировом рынке энергоносителей.
За 2019–2020 годы расходы суммарно увеличиваются на 1,2% ВВП –
это самый масштабный стимул для экономики с 2009 года, имеющий
устойчивый структурный характер, так как соблюдается бюджетное правило
(бюджет балансируется при цене нефти 40долл./барр). Сопоставимое
увеличение расходов последний раз наблюдалось только в 2008–2009 годах,
когда на реализацию антикризисных мер был потрачен значительный объем
накопленных резервов.
После повышения объема бюджетных ассигнований в 2020 году до
17,3% ВВП в дальнейшем прогнозируется умеренное снижение расходов
федерального бюджета до 16,9 % ВВП к 2022 году.
Расходы федерального бюджета на реализацию национальных
проектов. Приоритет расходов в бюджете на предстоящий трёхлетний
период – содействие достижению национальных целей развития,
инструментом реализации которых являются национальные проекты. В
федеральном бюджете на 2020–2022 годы предусмотрено увеличение
расходов практически на все национальные проекты, по сравнению с ранее
утвержденными.
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации
национальных проектов в целом запланированы в 2020 году в объеме 2 трлн
рублей, в 2021 году – 2,2 трлн рублей, в 2022 году – 2,7 трлн рублей.
Доходы. В 2020–2022 годах прогнозируется увеличение доходов
федерального бюджета с 20, 2 трлн рублей в 2019 году до 20,4 трлн рублей в
2020 году (+0,9 % к 2019 году), 21,2 трлн рублей в 2021 году (+4,3 % к 2020
году) и 22,1 трлн рублей в 2022 году (+3,8 % к 2021 году).
По отношению к ВВП доходы будут постепенно сокращаться с
18,5% ВВП в 2019 году и 18% ВВП в 2020 году до 17,7% ВВП в 2021 году и
17,2% ВВП в 2022 году.
Указанная динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов по
отношению к ВВП с 7,2% ВВП в 2019 году до 6% ВВП к 2022 году, большей
частью из-за следующих факторов – снижения цен на энергоносители и
роста выпадающих доходов, связанных с предоставлением льгот
предприятиям топливно-энергетического комплекса.
Структура и объем ненефтегазовых доходов федерального бюджета в
рассматриваемом периоде достаточно стабильны – после небольшого
увеличения по отношению к ВВП с 11,2% в 2019 году до 11,4% в 2020 году,
связанном в том числе с рядом разовых неналоговых поступлений, они
незначительно снизятся до 11,1% ВВП к 2022 году, преимущественно за счет
снижения поступлений акцизов на нефтепродукты в связи с их поэтапной
передачей на региональный уровень.
В результате доля нефтегазовых доходов в общих поступлениях
доходов федерального бюджета снизится с 40,8% в 2019 году до 35% в 2022
году.
ФНБ. В 2020–2022 годах согласно бюджетным правилам с учетом
макропрогноза не предполагается использование средств Фонда
национального благосостояния (ФНБ) на финансирование дефицита
федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ.
В 2020 году предусматривается увеличение объема средств ФНБ с 8,2
трлн рублей до 11,1 трлн рублей, в 2021 году – 11,1 трлн рублей до 13,7 трлн
рублей, в 2022 году – 13, 7 трлн рублей до 16,2 трлн рублей.
Госдолг. В предстоящем периоде объем государственного долга
Российской Федерации сохранится на безопасном уровне (менее 20%
ВВП).
В 2020–2022 годах ожидается рост объема государственного долга
Российской Федерации. По итогам 2020 года объем государственного долга
составит 17,1 трлн рублей, 2021 года – 19 трлн рублей и 2022 года – 21, 1
трлн рублей.
В общем объеме государственного долга будет преобладать
государственный внутренний долг в связи с преимущественным выпуском
государственных ценных бумаг РФ в рублях как в последние годы, так и в
прогнозируемом периоде. Так, в общем объеме государственного долга РФ
его доля составит 75,3% в 2020 году, 76,4% в 2021 году и 78,2% в 2022 году.
*Подробную информацию об основных характеристиках федерального
бюджета на 2020–2022 годы смотрите на сайте Минфина.