Любая инженерная мысль стремится к простоте и совершенству.
Камский автомобильный завод представил новую разработку – удобный
и недорогой автономный аккумуляторный электромобиль с бортовой
платформой КАМАЗ-3373 («Челнок») и получил на него патент.
Электрический беспилотный грузовой автомобиль без кабины для
водителя представляет собой двухосное шасси с симметричной платформой,
расположенной по центру шасси, где обе оси поворотные, чтобы
максимально увеличить возможность при маневрировании на небольших
участках.
Автомобиль оснащен продублированной передней и задней
светотехникой, как следствие – равнозначное направление движения вперед
или назад (по принципу «тяни-толкай»). Во время движения в одном
направлении зажигаются соответствующие передние фары
и противоположные задние фонари. При смене движения автомобиля
в обратную сторону происходит замена освещения соответственно
направлению движения.
Основным формообразующим и стилистическим элементом экстерьера
автомобиля являются оригинальные боковые облицовочные панели, которые
гармонично соподчинены с передним и задним бамперами. Бамперы имеют
четко выраженные лаконичные линии. Боковые облицовочные панели имеют
вентиляционные решетки, которые предназначены для забора воздуха при
охлаждении тяговых батарей и электродвигателя. Тяговые батареи
располагаются в нижней части шасси, что обеспечивает низкий центр
тяжести. Обслуживаются через отсек боковых панелей, который находится
в пределах колесной базы.
На передней и задней частях автомобиля располагаются элементы
машинного зрения, обеспечивающие работу автомобиля в автономном
режиме, скомпонованные таким образом, чтобы создать формообразующие
линии, подчеркивая тем самым единое стилевое решение и придавая
целостное восприятие со стороны.
Габаритные размеры электромобиля: длина – 8 000 мм, ширина – 2 550
мм, высота – 4 000 мм. Грузоподъемность – до 10 тонн. Скорость движения,
ограниченная электроникой, составляет 40 км/ч. Машина оснащена
синхронным электродвигателем на постоянных магнитах с векторным
управлением, что дает постоянную частоту вращения при различных
нагрузках.
Это уже шестой по счету беспилотный автомобиль компании
и первый – бескабинный. Уже создан первый образец «Челнока», сейчас
ведутся отладочные работы.
«Занимаясь разработкой беспилотных автомобилей, мы поняли, что
автономные грузовые автомобили – это уже не фантастика, а новые реалии, –
поделился главный конструктор инновационных автомобилей Научно-
технического центра ПАО «КАМАЗ» Сергей Назаренко. – Если машина
работает автономно, то исключается необходимость кабины, которая
добавляет к стоимости машины значительную сумму. Создание
бескабинного грузовика позволит избежать этих затрат, сделает машину
более симметричной. Любая инженерная мысль стремится к простоте и
совершенству. «Челнок» можно смело назвать мировой премьерой. С
геометрической точки зрения он представляет собой простой
параллелепипед, имеющий целый ряд преимуществ перед обычными
грузовыми автомобилями».
Среди бесспорных преимуществ «Челнока» можно выделить
возможность движения как передней частью автомобиля, так и задней, что
позволяет избежать лишних манипуляций при смене траектории движения.
Формула рулевого управления 1–2 (обе оси поворотные) дает возможность
управлять обеими осями одновременно, повышая маневренность.
Автомобиль отличается идеальной развесовкой по осям – 50/50.
Кроме того, «Челнок» имеет уникальную надстройку,
предусматривающую пятистороннюю загрузку и разгрузку груза. Это
позволяет использовать любую инфраструктуру логистических хабов
автопредприятий.
По информации пресс-службы ПАО «КАМАЗ»