К 75-летию Победы: инженеры ВИАМ в годы войны

К 75-летию Победы: инженеры ВИАМ в годы войны

К 75-летию Победы: инженеры ВИАМ в годы войны

5 Май 2020

Ремонтные бригады, созданные из ведущих специалистов Всесоюзного института авиационных материалов (ВИАМ), участвовали в ремонте военной техники на фронтах Великой Отечественной войны.

Бригады ВИАМ вошли в состав ремонтных батальонов авиационных и бронетанковых дивизий и были оснащены передвижными сварочными аппаратами, работающими от энергии мотоциклетных моторов.

В работе одной из таких бригад, оказывавших помощь бронетанковым войскам, действовавшим на Втором Белорусском фронте, активное участие принимал известный ученый ВИАМ Сергей Георгиевич Глазунов, который после войны вспоминал:

«В нашем ремонтном батальоне в числе других работ надо было срочно наладить отливку поршней из алюминиевых сплавов для танковых двигателей. Поршни отливались и до нашего прибытия в батальон. Металл плавился в солдатской каске вместо тигля, а печью служил горн в железном ящике, облицованном красным кирпичом. Никто в батальоне понятия не имел об алюминиевых сплавах, поэтому годные поршни получались крайне редко. Я дал бойцам элементарный «расчет шихты»: половину моторного лома, половину – самолетного, в результате чего получался неплохой поршневой сплав довольно стабильного качества. Вместо плавки в солдатской каске решили сделать своими силами передвижную плавильно- разливочную печь. Никогда в жизни мне не приходилось видеть такую быстроту превращения инженерной мысли в конструкцию. Печь была построена и пущена за два дня, а ведь не было ни чертежей, ни опыта. Едва я успевал закончить карандашный эскиз какой-нибудь детали, как его уже тащили в мастерскую, а вежливый старшина опять склонялся надо мной и спрашивал: «А дальше что нужно делать, товарищ инженер?». Я очень боялся, что печь не будет плавить, но все получилось хорошо, печь стала давать много металла хорошего качества и была установлена на студебеккере, что позволило непрерывно двигаться за фронтом и изготовлять нужные отливки».

За оказание помощи ремонтным батальонам Второго Белорусского фронта командование наградило С.Г. Глазунова орденом Отечественной войны II степени, остальные участники были награждены орденом Красной Звезды.

Следует отметить, что в предвоенные годы ВИАМ весьма своевременно разработал авиационную броню. При этом авиаконструкторы А.Н. Туполев, В.М. Петляков, С.А. Лавочкин считали, что бронирование значительно снизит летные качества, маневренность и боевые характеристики самолетов. Создание авиационной брони пришлось вести, сочетая широкий фронт экспериментов с одновременным их анализом, обобщением и разработкой теоретических основ для дальнейших исследований. Были задействованы все достижения материаловедения того времени.

В 1940 году на Воронежском авиапредприятии было освоено серийное производство «летающих танков» Ил-2, против которых фашисты в первые месяцы войны оказались абсолютно беспомощными.

В 1942-м налажено массовое производство броневых корпусов самолета Ил-2 – до 900 корпусов в месяц. Специалисты ВИАМ помогли наладить их производство на Подольском заводе, директором которого был В.И. Засульский (впоследствии работавший главным инженером ВИАМ).

Обладая значительно меньшей массой в сравнении с гомогенной системой бронированой защиты, активная броня обеспечивала надежную защиту экипажа боевых самолетов: самолет стал, по существу, «летающим танком», неуязвимым для ружейного и пулеметного огня противника. Боевое совершенство штурмовика Ил-2 дополнялось его высокой надежностью и живучестью.

Немецкие солдаты назвали Ил-2 «черной смертью», а советские историки – «легендарным самолетом».

Создатели брони Сергей Тимофеевич Кишкин и Николай Митрофанович Скляров были удостоены Сталинской премии в 1942 году.

Одновременно с отработкой и внедрением промышленной технологии цельноброневых корпусов Ил-2 лаборатория авиаброни ВИАМ разработала оригинальную технологию массовой цементации авиационных броневых спинок. Бронеспинки из гомогенной брони марки «П» хорошо защищали от пуль со свинцовым сердечником. Но опыт воздушных боев в Испании показал необходимость перехода к пулям бóльшей пробивной силы – бронебойным пулям с твердым закаленным сердечником, для которых броня марки «П» оказывалась недостаточно стойкой.

С.Т. Кишкин и Н.М. Скляров разработали высокопрочную броневую сталь, на основе которой была создана гетерогенная цементованная броня.

Был разработан высокопроизводительный бескоробовый способ цементации: в качестве коробов использовались сами спинки, которые укладывались попарно с промежутками; внутрь пары засыпался высокоактивный карбюризатор. Пары с зазором складывались в пакеты, загружавшиеся в печи с выдвижным подом. Одновременно закладывалось 120–160 бронеспинок. В итоге за годы войны зацементовали около 100 тысяч бронеспинок, имеющих после закалки стойкость против бронебойных пуль Б-32.

Наряду с решением конкретных производственно-технологических задач, в условиях военного времени продолжались интенсивные исследования воздействия на броню уже не пуль, а снарядов и поиск новых типов брони. Была разработана противоснарядная экранированная система, которую установили на самолете Ил-10 (модификация Ил-2), разработанном во время Великой Отечественной войны и поступившем на вооружение в 1944 году. Такая броня надежно защищала стрелка-радиста из заднего сектора от снарядов калибра 20 мм пушки «Эрликон».



По архивным материалам ФГУП ГНЦ «ВИАМ»


Список Новостей