Ремонтные бригады, созданные из ведущих специалистов Всесоюзного
института авиационных материалов (ВИАМ), участвовали в ремонте
военной техники на фронтах Великой Отечественной войны.
Бригады ВИАМ вошли в состав ремонтных батальонов авиационных и
бронетанковых дивизий и были оснащены передвижными сварочными
аппаратами, работающими от энергии мотоциклетных моторов.
В работе одной из таких бригад, оказывавших помощь бронетанковым
войскам, действовавшим на Втором Белорусском фронте, активное участие
принимал известный ученый ВИАМ Сергей Георгиевич Глазунов, который
после войны вспоминал:
«В нашем ремонтном батальоне в числе других работ надо было срочно
наладить отливку поршней из алюминиевых сплавов для танковых
двигателей. Поршни отливались и до нашего прибытия в батальон. Металл
плавился в солдатской каске вместо тигля, а печью служил горн в железном
ящике, облицованном красным кирпичом. Никто в батальоне понятия не
имел об алюминиевых сплавах, поэтому годные поршни получались крайне
редко. Я дал бойцам элементарный «расчет шихты»: половину моторного
лома, половину – самолетного, в результате чего получался неплохой
поршневой сплав довольно стабильного качества. Вместо плавки в
солдатской каске решили сделать своими силами передвижную плавильно-
разливочную печь. Никогда в жизни мне не приходилось видеть такую
быстроту превращения инженерной мысли в конструкцию. Печь была
построена и пущена за два дня, а ведь не было ни чертежей, ни опыта. Едва я
успевал закончить карандашный эскиз какой-нибудь детали, как его уже
тащили в мастерскую, а вежливый старшина опять склонялся надо мной и
спрашивал: «А дальше что нужно делать, товарищ инженер?». Я очень
боялся, что печь не будет плавить, но все получилось хорошо, печь стала
давать много металла хорошего качества и была установлена на
студебеккере, что позволило непрерывно двигаться за фронтом и изготовлять
нужные отливки».
За оказание помощи ремонтным батальонам Второго Белорусского
фронта командование наградило С.Г. Глазунова орденом Отечественной
войны II степени, остальные участники были награждены орденом Красной
Звезды.
Следует отметить, что в предвоенные годы ВИАМ весьма
своевременно разработал авиационную броню. При этом авиаконструкторы
А.Н. Туполев, В.М. Петляков, С.А. Лавочкин считали, что бронирование
значительно снизит летные качества, маневренность и боевые
характеристики самолетов. Создание авиационной брони пришлось вести,
сочетая широкий фронт экспериментов с одновременным их анализом,
обобщением и разработкой теоретических основ для дальнейших
исследований. Были задействованы все достижения материаловедения того
времени.
В 1940 году на Воронежском авиапредприятии было освоено серийное
производство «летающих танков» Ил-2, против которых фашисты в первые
месяцы войны оказались абсолютно беспомощными.
В 1942-м налажено массовое производство броневых корпусов
самолета Ил-2 – до 900 корпусов в месяц. Специалисты ВИАМ помогли
наладить их производство на Подольском заводе, директором которого был
В.И. Засульский (впоследствии работавший главным инженером ВИАМ).
Обладая значительно меньшей массой в сравнении с гомогенной
системой бронированой защиты, активная броня обеспечивала надежную
защиту экипажа боевых самолетов: самолет стал, по существу, «летающим
танком», неуязвимым для ружейного и пулеметного огня противника. Боевое
совершенство штурмовика Ил-2 дополнялось его высокой надежностью и
живучестью.
Немецкие солдаты назвали Ил-2 «черной смертью», а советские
историки – «легендарным самолетом».
Создатели брони Сергей Тимофеевич Кишкин и Николай
Митрофанович Скляров были удостоены Сталинской премии в 1942 году.
Одновременно с отработкой и внедрением промышленной технологии
цельноброневых корпусов Ил-2 лаборатория авиаброни ВИАМ разработала
оригинальную технологию массовой цементации авиационных броневых
спинок. Бронеспинки из гомогенной брони марки «П» хорошо защищали от
пуль со свинцовым сердечником. Но опыт воздушных боев в Испании
показал необходимость перехода к пулям бóльшей пробивной силы –
бронебойным пулям с твердым закаленным сердечником, для которых броня
марки «П» оказывалась недостаточно стойкой.
С.Т. Кишкин и Н.М. Скляров разработали высокопрочную броневую
сталь, на основе которой была создана гетерогенная цементованная броня.
Был разработан высокопроизводительный бескоробовый способ
цементации: в качестве коробов использовались сами спинки, которые
укладывались попарно с промежутками; внутрь пары засыпался
высокоактивный карбюризатор. Пары с зазором складывались в пакеты,
загружавшиеся в печи с выдвижным подом. Одновременно закладывалось
120–160 бронеспинок. В итоге за годы войны зацементовали около 100 тысяч
бронеспинок, имеющих после закалки стойкость против бронебойных пуль
Б-32.
Наряду с решением конкретных производственно-технологических
задач, в условиях военного времени продолжались интенсивные
исследования воздействия на броню уже не пуль, а снарядов и поиск новых
типов брони. Была разработана противоснарядная экранированная система,
которую установили на самолете Ил-10 (модификация Ил-2), разработанном
во время Великой Отечественной войны и поступившем на вооружение в
1944 году. Такая броня надежно защищала стрелка-радиста из заднего
сектора от снарядов калибра 20 мм пушки «Эрликон».
По архивным материалам ФГУП ГНЦ «ВИАМ»