С первого дня войны многие работники завода № 82, созданного в 30-х
годах для производства авиационных двигателей (сейчас АО «ММП
имени В.В. Чернышева»), ушли на фронт. Был создан добровольческий
отряд народного ополчения, часть заводчан воевала в партизанских
отрядах, а само предприятие было эвакуировано в Казань.
В июле 1942 года на площадях завода при полном отсутствии
станочного парка и квалифицированных рабочих начал свою деятельность
опытный завод № 500 и ОКБ -500 Условия труда были тяжелыми: зимой
рабочий день начинался с разведения костра у станка. Работали в основном
подростки по 12–14 часов.
Прошедший испытания в начале войны самый экономичный
авиационный двигатель с самовоспламенением, когда-либо применявшийся
на самолетах дизель АЧ-ЗОБ, вошел в серийное производство. Двигатель был
установлен на боевых самолетах В.М. Петлякова, переименованного потом в
серийный ночной бомбардировщик ЕР-2. На этих самолетах наши летчики
наносили удары по глубоким вражеским тылам.
Дизель АЧ-ЗОБ устанавливали так же на танках, торпедных катерах,
тепловозах, самосвалах. Всего в годы войны было выпущено 1 000 дизелей.
По архивным материалам