75 лет Победы: Омск – город самолетов, моторов и милосердия

75 лет Победы: Омск – город самолетов, моторов и милосердия

75 лет Победы: Омск – город самолетов, моторов и милосердия

17 Июн 2020

1 июля нас ждет еще одно важное событие – сбор подписей в поддержку городов-кандидатов на высокое звание «Города трудовой доблести». Таким образом, будет увековечен подвиг тружеников тыла во время Великой Отечественной войны.

Претендентов на звание «Город трудовой доблести» – всего 20 Самоотверженно помогали фронту Новокузнецк, Томск и Нижний Новгород, Барнаул, Омск, Челябинск и другие города.

Так, вклад Омска в дело разгрома врага был неоценим. Город жил лозунгом: «Все для фронта, все для победы!». Уже в первые три-четыре месяца войны на выпуск военной продукции были переведены все крупные заводы и фабрики, предприятия машиностроения, деревопереработки, легкой и пищевой промышленности В 1941 году началась эвакуация не только населения, но и крупных промышленных предприятий, расположенных недалеко от линии фронта.

Омск стал одним из городов, принявших множество важных стратегических объектов, в числе которых – производственное объединение «Полет», выпускавшее самолеты. Сначала производство налаживалось прямо под открытым небом, но комплекс значительно разросся. Образовался целый Молотовский район (прежнее название Октябрьского).

В 1941–1943 годах на заводе работало опытно-конструкторское бюро авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева. За годы войны на «Полете» изготовлено 80 бомбардировщиков Ту-2, более 3 500 истребителей Як-9. Всего с 1942 по 1945 годы выпущено более 3 800 самолетов разных марок и модификаций. После войны предприятие продолжило выпуск авиационной продукции и сейчас специализируется на выпуске ракетно- космической и авиационной техники.

В 1941 году руководством страны было принято решение о том, чтобы перенести Запорожский моторостроительный завод в Омск. Поначалу с этим было много проблем: места не хватало, строители запаздывали. Проблемы пришлось решать нестандартными методами. Весь Омск был вызван на большой воскресник, и жители города помогли быстро расчистить территорию для завода, получившего название «Омское моторостроительное объединение имени П. И. Баранова».

Сразу же после постройки завод начинает выпускать моторы для военной и гражданской техники, и под капотами тысяч фронтовых машин в 40-е годы загудели омские моторы. Производство развернулось настолько, что в 1944 году «Омское моторостроительное объединение имени П. И. Баранова» было награждено орденом Трудового Красного Знамени, а в 1945 году – орденом Ленина.

Сейчас на заводе по-прежнему производят моторы и с гордостью вспоминают о том, как в военные годы предыдущее поколение рабочих помогало Родине.

Учебные заведения города тоже поддерживали фронт. Огромный вклад в ход войны внесли три омских университета: ОМСИ (сейчас ОмГТУ), ОмГУПС и СибАДИ.

ОМСИ – это эвакуированный в 1942 году из Украины Ворошиловградский вечерний машиностроительный институт. Студенты и преподаватели там изготавливали мощную боевую технику и оружие. В память о событиях военных лет в институте открылся музей, который работает до сих пор.

Другой университет – путей сообщения – готовил студентов к обороне на стратегически важных транспортных сетях и магистралях. В первой половине дня учились, а во второй на заводах изготавливали подъездные пути.

Сибирский автомобильно-дорожный институт (сейчас академия) во время войны в основном выполнял функции госпиталя, но в тяжелых условиях продолжал выпускать специалистов. Кстати, сотрудники и студенты института собрали деньги, на которые были построены боевой самолет «СибАДИ», танк «Боевые подруги» и закуплены теплые вещи для бойцов.

Нельзя не сказать ещё об одном подвиге – милосердии омичей. В ноябре 1941 года был создан областной комитет помощи раненым. Под госпитали отданы лучшие здания, и в кратчайший срок их в Омске организовано и оборудовано 20 Эвакогоспитали тоже стали фронтом, фронтом борьбы за жизнь, за возвращение в строй. На этом фронте есть свои герои, которые даже не думали, что их труд – героизм. Они исполняли свой долг. По 16-18 часов в сутки, а иногда и более, не отходили омские хирурги от операционных столов.

За годы войны в Омск прибыло около 170 тыс. раненых более чем в 500 военно-санитарных поездах. Примерно 100 тыс. из них вернулись в строй, часть была комиссована, а многие нашли свой приют в омской земле. Для того чтобы помочь всем, кто нуждался в лечении, в городе и области было организовано 45 госпиталей, большая часть которых находилась в Омске. До сих пор нам об этом напоминают таблички, говорящие о том, что в каком-то, часто совсем не примечательном доме располагался военный госпиталь.

По открытым архивным материалам


Список Новостей