75 лет Победы: мощь челябинского «Танкограда»

75 лет Победы: мощь челябинского «Танкограда»

75 лет Победы: мощь челябинского «Танкограда»

25 Июн 2020

В годы Великой Отечественной войны город Челябинск стали называть «Танкоградом». Именно здесь для фронта создавали и собирали самые мощные танки и боевые снаряды, а сам город стал символом единства фронта и тыла, единства народа, вставшего против фашистских захватчиков.

В начале войны в Челябинскую область было эвакуировано свыше 200 промышленных предприятий из городов Ленинграда Москвы, Харькова, Херсона, Серпухова, Пушкина, Ярцева, Мариуполя, Электростали… Эвакуированные заводы и фабрики не только разместили и запустили в действие, но и создали на их базе новые оборонные производства. Еще 35 крупных предприятий построили с нуля.

Заводы стали выпускать танки, минометы, пулеметы, снаряды, а местные швейные фабрики перешли на пошив военного обмундирования, плащпалаток, сумок для противогазов. Артели промкооперации поставляли на фронт солдатские шапки, обувь, валенки, варежки. Как и везде, ситуацию осложняло то, что многие квалифицированные работники предприятий ушли на фронт. Поэтому ряды работников пополнили местные женщины, старики, подростки и эвакуированные.

Еще до войны, в 1940 году, на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ) начали осваивать производство тяжелых танков КВ-1 (Клим Ворошилов) конструкции Кировского завода. В 1941 году на ЧТЗ скоростными методами были построены и введены в действие 17 новых цехов общей площадью около 100 тыс. кв. метров и ангар для сборки и испытания моторов площадью 9 тыс. кв. метров. В минимально короткие сроки был проведен монтаж оборудования этих цехов. Нередко прямо «с колес» на снег разгружали оборудование и тут же, в недостроенных помещениях, в мороз ставили на фундаменты станки, запускали их в работу, а уже потом возводили стены цехов и сооружали кровлю.

В октябре 1941 года ЧТЗ официально переименовали в Кировский завод наркомата танковой промышленности в городе Челябинске (ЧКЗ). Сам наркомат также базировался в Челябинске. Так появилось единственное в стране объединенное предприятие, выпускавшее тяжелые КВ-1, а также ставшее основным центром танкового дизелестроения.

Производство танков начали с нескольких единиц в сутки, а в скором времени довели до 12–15 машин. Специалисты завода добивались постоянного усовершенствования и сокращения трудоемкости изготовления танков. Если на 1 мая 1941 года танк «КВ» состоял из 23 453 частей, то к 1 сентября число деталей сократилось до 11 647 Уже в четвертом квартале 1941 года выпуск тяжелых танков увеличился по сравнению с первой половиной года в 17 раз.

В 1942 году на Урале в рекордные сроки был создан центр производства тяжелых танков. Он объединил «первенцев» первых пятилеток – Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) и эвакуированные ленинградский Кировский и Харьковский моторостроительный заводы. Промышленный центр получил народное название «Танкоград». Здесь за 33 дня организовали массовое производство Т-34 и создали 13 новых образцов танков, которые приблизили День Победы.

К концу 1943 года завод ежедневно выпускал по 25 «тридцатьчетверок», которые принесли советским войскам победу в битвах за Москву и Сталинград.

Также выпустили знаменитый танк № 18 «Челябинский колхозник», который установлен на одном из постаментов Мамаева кургана.

В 1943 году здесь освоили производство тяжелого танка ИС-2 (Иосиф Сталин), который уже в конце октября был принят на вооружение и стал основной боевой машиной в гвардейских тяжелых танковых полках. Он сочетал в себе подвижность Т-34 и более мощные орудия и броню. В 1944 году производство ИС-2 поставили на конвейер. В Челябинском «Танкограде» впервые в мире поточно-конвейерным способом выпускали тяжелые танки.

Впервые была применена термическая обработка деталей токами высокой частоты, ручную сварку брони корпусов танков заменили на автоматическую. Себестоимость машины значительно сократилась, немногим превышая стоимость Т-34.

В августе 1944-го конструктор «Танкограда» Михаил Балжи спроектировал новую машину – танк ИС-3, который имел усовершенствованную форму корпуса и башни, полностью выигрывая в «войне брони».

Именно так называли на Западе негласное соревнование танкостроителей. Оптическая система управления наводкой позволяла эффективно вести бой на расстоянии 2 000–2 500 метров. Благодаря новой системе охлаждения двигатель расходовал меньше мощности, а для облегчения запуска двигателя в зимнее время был предусмотрен подогрев охлаждающей жидкости. Таких танков в то время не имела ни одна армия мира.

Сегодня ИС-3 стоит на постаменте в Челябинске на Комсомольской площади.

Кроме танков в Челябинске было налажено производство боеприпасов: 76-мм и 152-мм снарядов, а также цилиндров к ним. С четвертого квартала 1941 года на ЧТЗ начали выпускать детали к реактивным снарядам для «катюш». Также в первый год войны на заводе было изготовлено 600 тыс. лент к пулемету Березина.

За годы войны в «Танкограде» создали 13 типов новых танков и самоходных артиллерийских установок, шесть типов танковых дизельмоторов. Завод выпустил 18 тыс. танков и самоходных установок, 48,5 тыс. танковых дизельмоторов, 17,7 млн заготовок для боеприпасов. У «Танкограда» были мощные научные и проектные ресурсы. Одно из них – НИИ-48, где в годы войны работали два академика, один член- корреспондент АН СССР, четыре доктора и 10 кандидатов наук.

Ни одному иностранному конструкторскому бюро не удалось добиться столь же оптимального сочетания высочайшей боевой эффективности, дешевизны и технологичности в производстве танков.

В конце 1944-го и начале 1945 годов именно челябинские тяжелые танки и «Зверобои» (так называли самоходные артиллерийские установки ИСУ) проломили своей броней и мощнейшими 122-мм и 152-мм снарядами сплошную оборонительную стену германских городов.

Именно такой весомый вклад в Победу внесли конструкторы, инженеры и рабочие челябинского «Танкограда», который не появился на карте, но навсегда останется в истории Великой Отечественной войны. Еще одним достижением челябинцев в годы войны стало производство на сверхсекретном заводе «К-4» (впоследствии – завод «Оргстекло») бронекозырьков для боевых самолетов – штурмовиков Ил-2 и истребителей, спасавших летчиков от пуль и снарядов.

Кроме того, паровозное депо железнодорожной станции города построило и отправило на фронт пять бронепоездов.

В годы войны в Челябинске было развернуто 10 эвакогоспиталей для тяжелораненых требующих длительного лечения больных, а также перепрофилированы 7 отделений ряда крупных больниц города для лечения раненых. С фронта их было доставлено около 220 тыс. человек и 78% из них вернулись на фронт.



По архивным материалам администрации Челябинска


Список Новостей