В годы Великой Отечественной войны город Челябинск стали называть
«Танкоградом». Именно здесь для фронта создавали и собирали самые
мощные танки и боевые снаряды, а сам город стал символом единства
фронта и тыла, единства народа, вставшего против фашистских
захватчиков.
В начале войны в Челябинскую область было эвакуировано свыше 200
промышленных предприятий из городов Ленинграда Москвы, Харькова,
Херсона, Серпухова, Пушкина, Ярцева, Мариуполя, Электростали…
Эвакуированные заводы и фабрики не только разместили и запустили в
действие, но и создали на их базе новые оборонные производства. Еще 35
крупных предприятий построили с нуля.
Заводы стали выпускать танки, минометы, пулеметы, снаряды, а
местные швейные фабрики перешли на пошив военного обмундирования,
плащпалаток, сумок для противогазов. Артели промкооперации поставляли
на фронт солдатские шапки, обувь, валенки, варежки. Как и везде, ситуацию
осложняло то, что многие квалифицированные работники предприятий ушли
на фронт. Поэтому ряды работников пополнили местные женщины, старики,
подростки и эвакуированные.
Еще до войны, в 1940 году, на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ)
начали осваивать производство тяжелых танков КВ-1 (Клим Ворошилов)
конструкции Кировского завода. В 1941 году на ЧТЗ скоростными методами
были построены и введены в действие 17 новых цехов общей площадью
около 100 тыс. кв. метров и ангар для сборки и испытания моторов
площадью 9 тыс. кв. метров. В минимально короткие сроки был проведен
монтаж оборудования этих цехов. Нередко прямо «с колес» на
снег разгружали оборудование и тут же, в недостроенных помещениях, в
мороз ставили на фундаменты станки, запускали их в работу, а уже потом
возводили стены цехов и сооружали кровлю.
В октябре 1941 года ЧТЗ официально переименовали в Кировский
завод наркомата танковой промышленности в городе Челябинске (ЧКЗ). Сам
наркомат также базировался в Челябинске. Так появилось единственное в
стране объединенное предприятие, выпускавшее тяжелые КВ-1, а также
ставшее основным центром танкового дизелестроения.
Производство танков начали с нескольких единиц в сутки, а в скором
времени довели до 12–15 машин. Специалисты завода добивались
постоянного усовершенствования и сокращения трудоемкости изготовления
танков. Если на 1 мая 1941 года танк «КВ» состоял из 23 453 частей, то к 1
сентября число деталей сократилось до 11 647
Уже в четвертом квартале 1941 года выпуск тяжелых танков
увеличился по сравнению с первой половиной года в 17 раз.
В 1942 году на Урале в рекордные сроки был создан центр
производства тяжелых танков. Он объединил «первенцев» первых пятилеток
– Челябинский тракторный завод (ЧТЗ) и эвакуированные ленинградский
Кировский и Харьковский моторостроительный заводы. Промышленный
центр получил народное название «Танкоград». Здесь за 33 дня организовали
массовое производство Т-34 и создали 13 новых образцов танков, которые
приблизили День Победы.
К концу 1943 года завод ежедневно выпускал по 25
«тридцатьчетверок», которые принесли советским войскам победу в битвах
за Москву и Сталинград.
Также выпустили знаменитый танк № 18 «Челябинский колхозник»,
который установлен на одном из постаментов Мамаева кургана.
В 1943 году здесь освоили производство тяжелого танка ИС-2 (Иосиф
Сталин), который уже в конце октября был принят на вооружение и стал
основной боевой машиной в гвардейских тяжелых танковых полках.
Он сочетал в себе подвижность Т-34 и более мощные орудия и броню.
В 1944 году производство ИС-2 поставили на конвейер. В Челябинском
«Танкограде» впервые в мире поточно-конвейерным способом выпускали
тяжелые танки.
Впервые была применена термическая обработка деталей токами
высокой частоты, ручную сварку брони корпусов танков заменили на
автоматическую. Себестоимость машины значительно сократилась,
немногим превышая стоимость Т-34.
В августе 1944-го конструктор «Танкограда» Михаил Балжи
спроектировал новую машину – танк ИС-3, который имел
усовершенствованную форму корпуса и башни, полностью выигрывая в
«войне брони».
Именно так называли на Западе негласное соревнование
танкостроителей. Оптическая система управления наводкой позволяла
эффективно вести бой на расстоянии 2 000–2 500 метров. Благодаря новой
системе охлаждения двигатель расходовал меньше мощности, а для
облегчения запуска двигателя в зимнее время был предусмотрен подогрев
охлаждающей жидкости. Таких танков в то время не имела ни одна армия
мира.
Сегодня ИС-3 стоит на постаменте в Челябинске на Комсомольской
площади.
Кроме танков в Челябинске было налажено производство боеприпасов:
76-мм и 152-мм снарядов, а также цилиндров к ним. С четвертого квартала
1941 года на ЧТЗ начали выпускать детали к реактивным снарядам для
«катюш». Также в первый год войны на заводе было изготовлено 600 тыс.
лент к пулемету Березина.
За годы войны в «Танкограде» создали 13 типов новых танков и
самоходных артиллерийских установок, шесть типов танковых
дизельмоторов. Завод выпустил 18 тыс. танков и самоходных установок, 48,5
тыс. танковых дизельмоторов, 17,7 млн заготовок для боеприпасов.
У «Танкограда» были мощные научные и проектные ресурсы. Одно из
них – НИИ-48, где в годы войны работали два академика, один член-
корреспондент АН СССР, четыре доктора и 10 кандидатов наук.
Ни одному иностранному конструкторскому бюро не удалось добиться
столь же оптимального сочетания высочайшей боевой эффективности,
дешевизны и технологичности в производстве танков.
В конце 1944-го и начале 1945 годов именно челябинские тяжелые
танки и «Зверобои» (так называли самоходные артиллерийские установки
ИСУ) проломили своей броней и мощнейшими 122-мм и 152-мм снарядами
сплошную оборонительную стену германских городов.
Именно такой весомый вклад в Победу внесли конструкторы,
инженеры и рабочие челябинского «Танкограда», который не появился на
карте, но навсегда останется в истории Великой Отечественной войны.
Еще одним достижением челябинцев в годы войны стало производство
на сверхсекретном заводе «К-4» (впоследствии – завод «Оргстекло»)
бронекозырьков для боевых самолетов – штурмовиков Ил-2 и истребителей,
спасавших летчиков от пуль и снарядов.
Кроме того, паровозное депо железнодорожной станции города
построило и отправило на фронт пять бронепоездов.
В годы войны в Челябинске было развернуто 10 эвакогоспиталей для
тяжелораненых требующих длительного лечения больных, а также
перепрофилированы 7 отделений ряда крупных больниц города для лечения
раненых. С фронта их было доставлено около 220 тыс. человек и 78% из них
вернулись на фронт.
По архивным материалам администрации Челябинска