75-летие Победы: Самара – запасная столица

75-летие Победы: Самара – запасная столица

75-летие Победы: Самара – запасная столица

6 Июл 2020

В Самарском областном государственном архиве социально- политической истории отмечают, что в их фондах есть множество документов, рассказывающих о героическом труде куйбышевцев в годы Великой Отечественной войны.

На расширенном заседании Общественной палаты Самарской области, в рамках обсуждения подготовки к 75-летию Победы губернатор Дмитрий Азаров сказал: «У меня нет никаких сомнений, что Самара должна в числе первых получить статус «Город трудовой доблести». По-другому просто не может быть!»/

Действительно, Самара (с 1935 года по 1991-й город Куйбышев) может стать Городом трудовой доблести. И вот почему.

5 октября 1941 года Государственный Комитет Обороны принял решение об учреждении «запасной столицы» в Куйбышеве и эвакуации столицы СССР из Москвы. К тому моменту город уже являлся центром одного из крупнейших военных округов, имел важнейший железнодорожный узел и прямое сообщение с Уралом, Сибирью, Дальним востоком, Казахстаном и Средней Азией. Именно поэтому в Куйбышев были экстренно эвакуированы представители аппарата государственного управления. Кроме того, Куйбышев стал тыловым и промышленным центром – в первые годы войны сюда было перевезено 40 промышленных предприятий и военных заводов! Здесь в годы войны расположились посольства и миссии 22 стран – от США до Японии. Зарубежным дипломатам были выделены самые лучшие особняки старой купеческой Самары.

В город также были эвакуированы Государственный академический Большой театр Оперы и балета, Ленинградский академический драматический театр и симфонический оркестр Всесоюзного радио. В куйбышевские библиотеки перешло более миллиона уникальных книг, в том числе знаменитая библиотека Вольтера.

Начальник отдела использования архивных документов Самарского областного государственного архива социально-политической истории, кандидат исторических наук Евгений Малинкин рассказывает, что Куйбышев стал знаменитым не только как «запасная столица». На предприятиях города как эвакуированных, так и построенных ранее, люди сутками в тяжелейших условиях ковали оружие Победы, не щадили свое здоровье.

Многие самолеты, воевавшие на фронтах Великой Отечественной, были изготовлены в цехах предприятия авиационных заводов № 1 и 18. Так, с конвейера завода № 18 (впоследствии «Авиакор») за сутки порой сходило 16 самолетов Ил-2, в производстве которых участвовали молодые рабочие, только что окончившие фабрично-заводские школы. Об их героических буднях в своих воспоминаниях писал генеральный конструктор этого штурмовика Сергей Ильюшин: «И в лютые морозы, и в стужу, и в жару у станков стояли даже дети – ученики ремесленных училищ. Для многих ребят пришлось оборудовать подставки, чтобы руки доставали до станка».

На заводе № 525 (впоследствии «Металлист») одним из лучших токарей все считали 15-летнего выпускника ремесленного училища № 13 Николая Казакова, который из месяца в месяц перевыполнял дневную норму в пять, а порой и в семь раз. Мальчик был небольшого роста, из-за чего с трудом доставал до рукояток управления. Пареньку приходилось приставлять к станку снарядные ящики, и, стоя на них, он вытачивал детали для авиационных пулеметов.

В октябре 1941 года московский завод № 24 был эвакуирован в город Куйбышев на территорию строившегося на Безымянке завода № 337.

В кратчайшие сроки производство двигателей АМ-38 для штурмовика Ил-2, начатое еще в Москве, было возобновлено на новой площадке. В годы Великой Отечественной войны (с 1941 по 1945 гг.) было выпущено более 43 тыс. двигателей АМ-38, АМ-38Ф (для Ил-2), АМ-42 (для Ил-10), АМ-35А (для МиГ-1 и МиГ-3) и ГАМ-34 (для торпедных катеров и морских охотников).

А завод имени Масленникова в годы Великой Отечественной войны освоил выпуск снарядов для знаменитых «Катюш», а также боеприпасов для всех родов войск. За образцовое выполнение заданий правительства в 1942 году завод был награжден орденом Трудового Красного знамени В декабре 41-го на эвакуированном государственном подшипниковом заводе собрали 62 тыс. подшипников. А к концу 1942 года предприятие полностью смогло обеспечить оборонные предприятия не только танковыми, но и авиационными подшипниками, что было отмечено высшей наградой СССР – Орденом Ленина. Всего же за годы войны завод, ставший в Куйбышеве 4-м ГПЗ, выпустил почти 50 млн подшипников. Более 60% рабочих завода в 1941–1945 годы – это молодые люди до 20 лет и женщины.

Как рассказал Евгений Малинкин, многие куйбышевские предприятия были награждены орденами, медалями, переходящими Красными Знаменами.

Например, за годы войны один из авиационных заводов завоевывал переходящее Красное Знамя Государственного комитета обороны 26 раз, и оно было передано заводу на вечное хранение. Право хранить Красное Знамя ГКО получил и завод им. Фрунзе, коллективу которого оно вручалось 15 месяцев подряд.

Жители Куйбышева оказывали помощь Красной Армии.

На строительство боевых машин организовали сбор личных средств, и люди часто несли последнее. Благодаря куйбышевцам в небо удалось поднять целые авиаэскадрильи. В фонд эскадрильи «Валериан Куйбышев», что строилась в Куйбышеве, деньги присылали со всей страны. Первыми собрали 138 тыс. рублей жители Большеглушицкого района. Молодые рабочие карбюраторного завода установили шефство над эскадрильей «Куйбышевский комсомол». Коллектив Большого театра и куйбышевские мастера сцены создавали авиаэскадрилью «Советский артист». Даже работающие дети области внесли более 206,4 тыс. рублей на строительство штурмовика «Юный пионер».



По материалам СМИ города Самары


Список Новостей