На этот вопрос пытаются ответить ученые и инженеры Центрального
аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского
(входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), которые уже
сформировали концепцию легкого скоростного транспортного самолета
(ЛСТС) для перевозки контейнерных грузов.
Беспилотные летательные аппараты такого назначения – перспективное
направление развития гражданской авиации.
Проект ЛСТС реализуется в рамках государственного контракта
с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации
и НИР «Технологии – транспорт». Сотрудники института разрабатывают
ЛСТС с нуля. К настоящему времени определены геометрические параметры
элементов аэродинамической компоновки – крыла, фюзеляжа и оперения.
Выполнены предварительные расчеты летно-технических характеристик,
подтверждающие правильность выбранных параметров. На следующих
этапах работ ученые ФГУП «ЦАГИ» проведут расчетные исследования
аэродинамических характеристик, включающие разработку профилировки
крыла и взлетно-посадочной механизации, также будут исследованы
варианты конструктивно-силовой схемы ЛСТС. Они позволят найти
оптимальные решения по массе конструкции и применяемым материалам.
Младший научный сотрудник отделения аэродинамики самолетов
и ракет ФГУП «ЦАГИ» Александр Крутов подчеркнул:
«Гражданская беспилотная авиация является одним из перспективных
направлений в авиастроении, как в техническом, так и в экономическом
плане, Переход на беспилотную авиацию позволит реализовать
компоновочные решения, обеспечивающие снижение массы конструкции,
улучшение аэродинамических характеристик и сокращение прямых
эксплуатационных расходов. В том числе исключаются затраты
авиакомпаний на заработную плату летного экипажа».
ЛСТС предназначен для перевозки широкой номенклатуры грузов
массой до 6 тонн на дальность порядка 4000 км. По запланированной
в проекте скорости и дальности он превосходит существующие модели
летательных аппаратов аналогичной грузоподъемности. Автоматическое
управление позволит применить в самолете решения, обеспечивающие
повышение его эксплуатационных характеристик. В частности, отказ
от кабины пилотов приведет к снижению веса аппарата, улучшит
аэродинамику и обеспечит погрузку контейнеров и паллет через носовой
грузовой люк, что не встречается в данной категории транспортных
самолетов.
Самолет отличается высокой скоростью полета 830-850
км/ч, соответствующей современным магистральным самолетам, таким как
SSJ-100, МС-21. Это позволяет ЛСТС летать в том же диапазоне высот – 10–
13 км. Также для него достаточно взлетно-посадочной полосы длиной 1
300 метров, что открывает для летательного аппарата большинство
аэропортов России.
Аналогами проекта ЦАГИ являются грузовые версии пассажирских
самолетов ATR42 (Франция – Италия), Dash 8 (Канада) и др., а также –
военно-транспортные самолеты Ан-26, Ил-112В.
Про материалам СМИ