ФГУП «НАМИ» приняло активное участие в проекте «Инженеры
Победы», который организует международный фестиваль «От Винта!»
(действует под эгидой Минпромторга России). В рамках проекта на
портале Национальной электронной библиотеки создан раздел, на
котором размещаются истории предприятий и инженеров, «ковавших»
победу во время Великой Отечественной войны.
Центральный ордена Трудового Красного Знамени научно-
исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» с
момента создания в виде Научной автомобильной лаборатории (затем –
Научно-исследовательский автотракторный институт, НАТИ) занимался
проектированием и внедрением разработок в области автомобилестроения и
двигателестроения, в том числе авиационного и тракторного.
С 1 июля 1941 года коллектив опытного завода НИИ начал осваивать
первую военную продукцию – одну из частей снаряда для «Катюши». К
концу августа 1941 здесь выпускались уже сотни снарядов. Группа
инженеров института, командированная на завод «Компрессор», участвовала
в создании и испытании образцов пусковых установок «Катюш» на
автомобилях и тракторах.
В то же время группа конструкторов была направлена для подготовки
производства вездеходов конструкции НАТИ на автозаводы ЗИС и ГАЗ. В
июле 1941 года коллектив тракторного отдела приступил к созданию новой
конструкции бронированного трактора-тягача СХТЗ-НАТИ, принятого к
серийному производству на Харьковском тракторном заводе,
перебазированном на Алтай. В 1941 году в НАТИ были разработаны
чертежи, а также схема бронирования мотоцикла М-72. Тогда же опытный
завод практически полностью перешел на выпуск военной продукции –
корпусов ручных гранат Ф-1.
В середине июля были определены основные задачи института по
экономии жидкого топлива для армии и переводе автомобильного транспорта
и тракторного парка народного хозяйства на газ, уголь и дрова.
Разработанные к тому времени газогенераторные установки и газобаллонная
аппаратура были приняты автомобильной и тракторной промышленностью к
серийному производству.
В связи с приближением противника, институт был эвакуирован в
Мелекесс (ныне – Димитровград Ульяновской области). Здесь, в
неприспособленных для этого условиях, были созданы литейный и
механический цеха, налажено производство корпусов 76-миллиметровых
снарядов. Одновременно на площадях опытного завода НАТИ в Москве
были организованы мастерские по ремонту танков, автомобилей и тракторов.
В феврале 1942 года институту было поручено особо важное задание –
организация восстановления и использования трофейной немецкой техники.
В апреле-июне 1942 большинство сотрудников института вместе с
оборудованием были возвращены в Москву, после чего НАТИ было дано
новое задание – освоение производства мин М-82. Для этих целей в
институте разработали новый метод литья в кокиль без последующего
отжига. Его массовое внедрение по всей стране дало значительную
экономию ресурсов, за что его создатели, инженеры НАТИ Борис Гостев и
Павел Степин, были удостоены Сталинской премии. В конце 1943 года
институт был освобожден от выпуска военной продукции и вернулся к
прежней работе по автотракторостроению – в частности, занялся разработкой
нового дизельного трактора КД-35.
Напомним, проект «Инженеры Победы»
реализуется Международным фестивалем научно-технического творчества
детей и молодежи «От Винта!» (действует под эгидой Министерства
промышленности и торговли России) совместно с Национальной
электронной библиотекой (оператор – Российская государственная
библиотека). В его рамках создан информационный портал, включающий
документальные свидетельства о деятельности инженерных и технических
специалистов во время Великой Отечественной войны. Сведения
принимаются как от юридических, так и от физических лиц.
По сообщению пресс-службы ФГУП «НАМИ»