Российские инженеры совершили своего рода прорыв в отечественном
двигателестроении – изобрели технологию «ZENTORN» (по названию
своей компании). Технология базируется на стыке микродугового
оксидирования, изотермической штамповки и порошковой
металлургии.
В рамках технологии «ZENTORN» с успехом были реализованы два
принципа: технический и экономический.
Была получена модель поршневого ДВС со штампованным поршнем
с нирезистовой вставкой и термобарьерным керамическим покрытием.
За счет применения электроплазменных и термических процессов обеспечено
поверхностное упрочнение сплава: достигнуто увеличение
термоциклической стойкости и тепловой динамической защиты камеры
сгорания ДВС (дна поршня и сферы головки цилиндра), работающих
в условиях повышенных температур и давлений.
Технический эффект от использования штампованного поршня ДВС
с нирезистовой вставкой и термобарьерным керамическим покрытием
продемонстрировал:
- повышение температуры в камере сгорания;
- увеличение полноты сгорания топлива;
- снижение уровня выбросов угарного газа (СО), углекислого газа
(СО2) и углеводородов в окружающую среду /достигнута конверсия
углеводородов до 40% для бензиновых двигателей;
- уменьшение тепловой нагрузки на систему охлаждения и другие
детали двигателя /предельная термостойкость модификационного слоя
составляет до 490 С в рабочем режиме, тепловой удар – до 2600 С,
теплоизоляция материала подложки – до 1 Вт*К/М;
- увеличение КПД ДВС /возможно увеличение до 20%
в форсированном режиме;
- повышение надежности, износостойкого и эффективности работы
штампованных поршней ДВС, твердость модификационного слоя составляет
– до 2500 HV по Викерсу;
- снижение общего веса и инерционности двигателя, по сравнению
с двигателями со стальными и составными поршнями.
Образцы с успехом прошли испытания, достигнут уровень готовности
технологии TRL8. Технология «ZENTORN» нашла применение в серийном
производстве на ООО «ЧТЗ-УРАЛТРАК». Кроме этого технологией
заинтересовались ПАО КАМАЗ и ОДК Авиадвигатель – подписаны договора
о сотрудничестве.
Российский инновационный проект «ZENTORN», начавшийся с
первых экспериментов в 2014 году, также смог найти поддержку в лице
Инновационного фонда «Сколково». Востребованность технологии легко
объяснима – она не требует внесения каких-либо конструкционных
изменений и позволяет совершенствовать имеющиеся модели ДВС, заметно
улучшая их технико-эксплуатационные характеристики и увеличивая ресурс.
Существенным преимуществом технологии «ZENTORN» является ее
«сквозной» характер. Впервые использованная для улучшения
эксплуатационных свойств поршневых ДВС, она находит применение в
других сферах машиностроения, где также существует потребность в
повышении прочностных и теплоизоляционных характеристик механических
систем: авиастроении, нефтегазовой отрасли, судостроении, индустриальном
и сельскохозяйственном машиностроении, пищевой промышленности и так
далее.
В ближайшие годы компания ZENTORN намерена выйти на
международные рынки, включая Китай и Европу.
По материалам СМИ