В перспективе – новое вооружение рамках проекта «Циклон-2»

В перспективе – новое вооружение рамках проекта «Циклон-2»

В перспективе – новое вооружение рамках проекта «Циклон-2»

22 Дек 2022

Летные испытания малоразмерного демонстратора беспилотного разведывательного комплекса на базе циклолета, который в перспективе будет размещаться на боевых кораблях ВМФ России, запланированы на 2025 год.

В рамках проекта «Циклон-2» Фонд перспективных исследований разрабатывает в интересах ВМФ комплекс, который будет состоять из беспилотного самолета типа «Орион» и посадочной платформы на базе циклолета. На данный момент сформирован предварительный технический облик комплекса.

Совместный проект Фонда перспективных исследований и Института теплофизики Сибирского отделения Российской академии наук «Циклон» стартовал в 2019 году. Цель проекта – создание демонстраторов летательных аппаратов с циклическими движителями. К главным преимуществам аппаратов данного типа относятся маневренность, небольшие габариты, низкий уровень шума, способность причаливания к вертикальным поверхностям, а также взлета и посадки на наклонные поверхности.

В рамках проекта спроектирован и построен летный прототип демонстратора летательного аппарата «Циклодрон», содержащий четыре циклических движителя. Движители состоят из пяти лопастей с изменяемым углом установки, заключенных в боковые диски. Вектор тяги таких движителей может быстро меняться как по модулю, так и по направлению на 360 градусов благодаря возможности изменения общего и циклического шага, а также скорости вращения. Силовая установка прототипа демонстратора состоит из четырех электродвигателей и аккумуляторной батареи, а для обеспечения большей продолжительности полета разработана, изготовлена и испытана гибридная силовая установка на базе двигателя внутреннего сгорания.

На демонстраторе отработана система автоматического управления полетом, позволяющая аппарату осуществлять повороты по курсу, горизонтальный полет, полет со скольжением, зависание с тангажом до 45°, а также вертикальные взлет и посадку как с горизонтальных, так и с наклонных поверхностей. Произведены первые в мире летные испытания летательного аппарата с циклическими движителями с гибридной силовой установкой и полезной нагрузкой 10 кг в полностью автоматическом режиме. Летные испытания подтвердили основные преимущества летательных аппаратов с циклическими движителями (низкий уровень шума, возможность взлета и посадки на наклонные поверхности, возможность причаливания к вертикальным поверхностям).

В 2021 году в рамках проекта «Циклон» стартовали работы по созданию аэромобиля с циклическими движителями «Циклокар». Расчетная грузоподъемность машины составляет 500 кг. Произведено предварительное проектирование летательного аппарата, а также проведены испытания его движителя диаметром 1,5 м в аэродинамической трубе. Расчетные габариты Циклокара при грузоподъемности в 500 килограммов составляют 6×6 метров, максимальная скорость до 200 километров в час, дальность полета до 500 километров. Работы по изготовлению и летным испытаниям Циклокара будут продолжены в рамках проекта Фонда «Циклон-2».

Руководитель проектной группы Фонда перспективных исследований Ян Чибисов рассказал:

«На стандартной корабельной вертолетной площадке для Ка-27 будет размещаться циклолетная платформа, на которой будет стоять беспилотник самолетного типа. Так как для взлета беспилотнику нужен разбег, то роль «воздушного аэродрома» будет играть циклолет: он взлетает, разгоняется, на скорости отрыва при нужном положении беспилотник взлетает с платформы.

Во время посадки платформа также будет делать все за беспилотник: подлетит под него, сравняет скорости, примет нужный угол атаки, подхватит беспилотник, осуществит посадку на корабль».



По сообщению пресс-службы Фонда перспективных исследований


Список Новостей