МАКС: композиты UMATEX Росатом

МАКС: композиты UMATEX Росатом

МАКС: композиты UMATEX Росатом

30 Июл 2021

На Международном авиакосмическом салоне (МАКС – 2021) в Жуковском было представлено немало интересных инженерных разработок. Особое внимание было уделено композитным материалам, за которыми будущее авиации и космонавтики и вообще транспорта.

Например, компания Госкорпорации «Росатом» UMATEX представила композитные материалы, которые используются в создании крыла новейшего российского лайнера МС-21 и других летательных аппаратов.

Презентация композитных материалов для авиастроения состоялась в рамках панельной дискуссии «Композиты – путь в авиации».

В качестве спикеров панельной дискуссии выступили первый заместитель генерального директора ПАО «Корпорация «Иркут», генеральный директор АО «АэроКомпозит» Анатолий Гайданский, заместитель генерального директора UMATEX Росатом Юрий Свистунов, директор по инновациям и перспективным технологиям АО «УЗГА» Дмитрий Подорящий. Модерировал дискуссию заместитель генерального директора UMATEX Дмитрий Коган.

В ходе дискуссии эксперты отметили, что сегодня углепластик – один из самых востребованных материалов для создания высоконагруженных конструкций в авиалайнерах, вертолетах, беспилотниках. В его составе находится углеродное волокно – материал, состоящий из сверхтонких нитей, образованных преимущественно атомами углерода. Композиты на основе углеродного волокна отличаются легким весом, повышенной прочностью, высокими антикоррозионными свойствами и долговечностью. Аналогичный эффект от применения композитов, по словам Дмитрия Подорящего, получают и производители региональных и учебно- тренировочных самолетов.

Юрий Свистунов в свою очередь отметил, что импортозамещение композитных материалов в отрасли авиастроения и других индустриях стало возможным благодаря реализации планов UMATEX Росатом по созданию полного технологического цикла производства композитов от сырья, углеродного волокна, продуктов на его основе, до готовых изделий.

В рамках программы импортозамещения производство отечественного углеродного волокна было налажено на заводе «Алабуга-Волокно» (входит в дивизион UMATEX Росатом) в ОЭЗ «Алабуга» в 2015 году, что позволило практически полностью заместить иностранную продукцию на российском рынке. В настоящее время завод выпускает углеродные волокна различных номиналов, которые по характеристикам и качеству не уступают зарубежным аналогам ведущих мировых производителей.

На стенде UMATEX также состоялся розыгрыш призов Carbon Store.

Победители, оставившие визитки на стенде, были выбраны рандомным способом. В качестве награды им достались модные аксессуары, изготовленные с применением углеродных тканей – бумажник и обложка для паспорта UMATEX, которые надежно защищает встроенный RFID-чип биометрического загранпаспорта и банковских карт от дистанционного считывания.

В бизнес дни на стенде компании также проходила презентация композитных материалов. Представитель UMATEX Элина Билевская рассказала об уникальных преимущества композитных материалов на основе углеродного волокна и производственных циклах: от создания сырья, углеродного волокна, полуфабрикатов – тканей различного типа плетения, препрегов, до готовых изделий, которые используются в стратегических отраслях промышленности: авиастроении, автомобилестроении, энергетике, судостроении, нефтегазовой отрасли, строительстве, спорттоварах.

Посетители стенда увидели материалы на основе углеродного волокна для отдельных индустрий: авиастроения – углеродные волокна и препреги на их основе, изделия из композитов для строительства – углеродные ленты Fibarm, образец шпунта, арматуры и другие продукты, мотокомпоненты – композитный обвес для спортивного мотоцикла.

Анатолий Гайданский рассказал, что новая модель российского узкофюзеляжного самолета МС-21-300, представленного на авиасалоне, на 30% состоит из композитов. Эти материалы применяются в создании крыла, элементов механизации и хвостового оперения. Консоль крыла самолета, изготовленная из материалов UMATEX, в мае была доставлена на Иркутский авиационный завод – филиал ПАО «Корпорация «Иркут» (входит в ОАК Госкорпорации «Ростех»). Консоль, длиной 17,5 м, будет установлена на самолет МС-21-300, предназначенный для поставки первому заказчику.

Ранее на этот самолет был установлен центроплан, также изготовленный из материалов UMATEX. Композитное крыло, разработанное по уникальной технологии вакуумной инфузии, обеспечивает топливную эффективность МС-21-300 на 4–6% больше, чем у Boing-737 или Airbus A-320, а также обладает высокими прочностными и аэродинамическими характеристиками.

Дивизион UMATEX Росатом – единственный производитель углеродного волокна в России, располагающий масштабными производственными мощностями по всей цепочке создания композитов.

Дивизион включает в себя промышленные производства углеродного волокна (УВ) ООО «АЛАБУГА-ВОЛОКНО» в Республике Татарстан, ООО «Аргон» в Саратовской области, ООО «ЗУКМ» в Челябинске. В числе наших предприятий также производство тканей и препрегов: АО «Препрег-СКМ» в Москве и ООО «Препрег-Дубна» в Московской области и его структурное подразделение в Калужской области. В сфере готовых изделий – компания по производству спортивного инвентаря «Заряд» в Татарстане, «Русатом Газтех» и совместное предприятие с Роснано «Композит-Инвест» в Москве.

На экспортном направлении работают два Торговых дома в Чехии и Китае.

Научно-исследовательский центр, расположенный в Москве, оборудован самым современным оборудованием по разработке технологий ПАН- прекурсоров, УВ, связующих и препрегов. С целью развития рынка композитов дивизион образовал межрегиональный промышленный кластер «Композиты без границ» в Республике Татарстан, Московской, Саратовской, Тульской и Ульяновской областях.

UMATEX активно развивает экспортное направление. Так, продукцию компании успешно применяют в создании судов нового поколения итальянские судостроители – компании Azimut и San Lorenzo.



По сообщению пресс-службы компании UMATEX (Госкорпорация «Росатом»)


Список Новостей