Первый российский «электросамолет» совершил демонстрационный
полет на МАКС–2021. Полет прошел в штатном режиме, отмечена
четкая слаженность совместной работы систем самолета и ГСУ, в состав
которой входит первый в мире сверхпроводящий электрический
авиадвигатель, дополняющий два турбореактивных двигателя самолета.
Применение технологий высокотемпературной сверхпроводимости в
перспективе позволит существенно снизить массу и габариты электрических
машин и повысить КПД.
Летающая лаборатория Як-40ЛЛ с демонстратором технологий
гибридной силовой установки (ГСУ) разработана инженерами-
конструкторами Центрального института авиационного моторостроения
имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е.
Жуковского») в широкой кооперации отечественных предприятий.
Так, инновационный электродвигатель на ВТСП создан компанией
«СуперОкс» по заказу Фонда перспективных исследований. В числе
участников работы – ФГУП «СибНИА им. С.А. Чаплыгина» (СибНИА, также
входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»), Уфимский
государственный авиационный технический университет, Московский
физико-технический институт, Московский авиационный институт
(национальный исследовательский университет). Заказчиком научно-
исследовательской работы «Электролет СУ-2020» (СУ – силовая установка,
прим. ред.) выступает Министерство промышленности и торговли
Российской Федерации.
Генеральный директор ЦИАМ Михаил Гордин рассказал:
«На МАКС-2019 мы представляли модель этой летающей лаборатории
и отдельные элементы силовой установки. За эти два года ЦИАМ и наши
партнеры по проекту получили ценный практический опыт по разработке
гибридных силовых установок и применению сверхпроводимости в
электродвигателях. Наработанный опыт мы уже применяем в других
проектах, в том числе с использованием водорода в качестве топлива.
Сверхпроводящий электродвигатель мощностью 500 кВт, вращающий
воздушный винт, расположен в носовой части Як-40ЛЛ. Там же находится и
система криогенного охлаждения на жидком азоте. Питание
электродвигателя осуществляется от электрического генератора, вращаемого
турбовальным газотурбинным двигателем – он установлен в хвостовой части
– и блока аккумуляторных батарей».
Председатель совета директоров «СуперОкс» Андрей Вавилов отметил,
что предприятие создает сверхпроводниковые материалы и технологии,
которые нужны для создания эффективных электрических летательных
аппаратов. Cверхпроводники, в перспективе в сочетании с водородным
топливом, открывают реальный путь для создания эффективной и
экологичной авиации.
До начала летных испытаний ГСУ и ее элементы прошли стендовые
испытания в ЦИАМ. Затем ГСУ была установлена на самолет Як-40, на базе
которого в СибНИА создали летающую лабораторию. После подтверждения
устойчивой совместной работы электродвигателя и всех систем самолета в
ходе комплекса наземных испытаний Як-40ЛЛ перешел на этап летных
испытаний.
«В летных испытаниях самой сложной задачей было определить
влияние на работу маршевых двигателей обдувки винта электрического
мотора в полете и особенности при его отказе, что удалось проверить при
выполнении подлетов, а также определение особенности продольной
устойчивости самолета при возникающих перебалансировках. Все оказалось
в допустимых пределах», – подчеркнул генеральный директор СибНИА,
заслуженный летчик-испытатель РФ Владимир Барсук.
Исследованием малошумных и экологичных ГСУ, прежде всего для
перспективных серийных самолетов малой и региональной авиации,
занимаются все разработчики авиационной техники мира. Их преимущество
состоит в возможности, с одной стороны, получить выгоду
от энергоэффективных, экологически чистых электрических технологий,
с другой — сохранить приемлемую весовую эффективность за счет
оптимизации конструкции и режимов работы газотурбинных или поршневых
авиационных двигателей.
«Технологии, которые мы применяем в нашем «электролете» – это
прорыв для мирового авиастроения. Пока мы испытываем инновационные
электрические двигатели на летающей лаборатории, но примерно к 2030 году
НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского» рассчитывает представить уже
целый ряд летательных аппаратов с принципиально иными экономическими
и экологическими показателями, в том числе по шумности и выбросам. Этот
технологический рывок невозможно было бы совершить без активной
заинтересованности и финансирования Минпромторгом России и Фондом
перспективных исследований», – считает генеральный директор НИЦ
«Институт имени Н.Е. Жуковского» Андрей Дутов.
По материалам СМИ