Инженерные школы будут созданы по инициативе Минобрнауки при
участии «Сириуса» на базе вузов в партнерстве с крупными
высокотехнологичными компаниями, реализующими
высокотехнологичные программы и проекты – Российскими железными
дорогами (РЖД), государственными корпорациями «Росатом» и
«Ростех», корпорацией «Иркут», и другими.
В список приоритетных направлений входят цифровое проектирование
и 3D-моделирование, разработка и применение цифровых двойников,
передовые производственные технологии, новые материалы и аддитивные
технологии, робототехника и мехатроника, искусственный интеллект и
большие данные, беспилотные транспортные системы.
Выпускники университетов будут понимать предмет не только с
технической стороны, но и со стороны экономики производств и рыночных
перспектив.
«Ядром подготовки современных инженеров являются цифровые
компетенции. Помимо этого инженеры должны владеть так называемыми
мягкими навыками, такими как лидерство и умение работать в команде.
Важно, что инженерные школы будут создаваться в партнерстве с
высокотехнологичными компаниями. Мы планируем привлекать к
преподаванию в вузах наиболее компетентных инженеров-практиков и
одновременно создавать в инженерных школах пространства для
технологического творчества и прототипирования», – рассказал министр
науки и высшего образования РФ Валерий Фальков.
Ректор Российского университета транспорта (РУТ) Александр Климов
отметил, что приоритетными для передовых инженерных школ станут
отрасли, в которых «кадровые разрывы» наиболее очевидны, где
человеческий капитал и новые компетенции имеют жизненно важное
значение: информационные технологии и связь, энергетика, транспорт,
биотехнологии, электроника, космос. По его словам, отличие таких школ от
уже сложившихся практик инженерной подготовки заключается именно в
смене модели.
«Традиционно в российском образовании делается сильный акцент на
теорию и фундаментальную научно-исследовательскую подготовку, и это
очень важно, однако при этом часто прикладные компетенции уходят на
второй план, что в условиях быстрых технологических изменений делает нас
менее конкурентоспособными. Новая модель предполагает формирование у
выпускников компетенций для участия в полном цикле создания
высокотехнологичных инженерных продуктов. Технические вузы должны
последовательно и продуманно перестраивать свои образовательные модели
под новую реальность. В этих условиях государственная поддержка
проектов, связанных с переосмыслением инженерного образования, крайне
важна. В экспертной среде уже несколько лет обсуждалась необходимость
программы развития инженерных вузов, но именно сейчас Минобрнауки
России сделало конкретный шаг в этом направлении. Это очень
своевременно, и, надеюсь, в ближайшее время министерство объявит
соответствующий конкурс», – прокомментировал Александр Климов.
По информации пресс-службы Минобрнауки РФ