Новый ГОСТ 34725–2021 «Отзыв продукции автомобилестроения.
Руководство для изготовителей, поставщиков и продавцов» утвердили
Росстандарт и ФГУП «НАМИ». К нему, помимо России, присоединились
Армения, Белоруссия, Киргизия и Узбекистан. Стандарт ввели в
действие с 30 ноября 2021 года с правом досрочного применения.
В Росстандарте отмечают, что отзыв продукции является важнейшим
элементом процесса обеспечения безопасности продукции во многих странах
мира. Однако унифицированные требования в автомобильной отрасли до
настоящего времени отсутствовали как на международном, так и на
национальном уровне. ГОСТ поможет регулировать порядок проведения
отзывных кампаний. Документ включает общие правила, терминологию и
руководство, а также критерии оценки риска. Требования по отзыву
дефектных комплектующих могут быть возложены на автопроизводителя, их
поставщика или продавца.
В стандарте описаны три градации риска: низкий, средний и высокий.
Они оцениваются по двум показателям: тяжести опасных событий и их
вероятности. Возможность в документе делится на маловероятную,
вероятную и частую. Тяжесть событий зависит от ущерба, который может
повлечь какой-либо дефект, и от того, какой был нанесен вред здоровью,
имуществу и окружающей среде.
Низкий уровень опасности определяется тем, что брак не сильно влияет
на функциональные характеристики автомобиля и не наносит вреда экологии
и здоровью людей. Средний означает, что транспортное средство остается
управляемым, дальнейшая эксплуатация может привести к опасным
событиям с высоким уровнем тяжести. Высокий уровень риска
присваивается тем дефектам, которые влекут за собой полный отказ системы
и наносят значительный вред здоровью или приводят к ощутимому
загрязнению окружающей среды.
ГОСТ предусматривает три вида отзыва в зависимости от
вовлеченности Росстандарта. Добровольный отзыв инициируется
производителем, если получена информация о дефектах, не превышающих
первый – самый низкий – уровень риска. В этом случае изготовитель
самостоятельно проводит все проверки и контролирует «корректирующие
мероприятия». Второй тип отзывной кампании по ГОСТу – «добровольный
под надзором». Подобная кампания запускается, если зафиксирован второй
уровень опасности. И, наконец, принудительный отзыв. Его объявляют, если
автопроизводитель не согласовывает с Росстандартом отзывные мероприятия
либо отказывается их проводить.
Одной из причин появления ГОСТа стало нежелание
автопроизводителей проводить официальные отзывы. Помимо этого, в
России некоторые автоконцерны уже перевели отзывные кампании в
цифровой формат. Для остальных Росстандарт до конца года должен
разработать систему личных кабинетов. С их помощью производители
смогут направлять информацию по отзыву онлайн, а владельцы машин будут
узнавать о подобных кампаниях по VIN-номеру на портале Госуслуг.
По сообщению autonews.ru