Инженерами Центрального института авиационного моторостроения
имени П.И. Баранова (ФАУ «ЦИАМ») завершена разработка
технического проекта авиационного роторно-поршневого двигателя
РПД-150Т в классе мощности 150 л.с. Силовая установка создается на
базе научно-технического задела, полученного в рамках проекта Фонда
перспективных исследований «Гибрид».
Двигатель разрабатывается ЦИАМ в рамках ОКР по заказу
Минпромторга России. РПД-150Т предназначен для замены двигателей
иностранного производства на пилотируемых и беспилотных летательных
аппаратах.
В декабре 2021 года межведомственная комиссия, состоящая из
специалистов Минпромторга России, профильных институтов и предприятий
отрасли, рассмотрела результаты этапа опытно-конструкторских работ.
Эксперты отметили, что материалы дают полное представление о
конструкции авиадвигателя и принципиальных технологических решениях
для его изготовления в промышленных условиях. Также материалы
соответствуют нормативно-техническим документам по формированию
эксплуатационно-технического облика и организации технического
обслуживания и ремонта.
Основной задачей следующего этапа будет разработка рабочей
конструкторской документации для изготовления опытных образцов
двигателя. Опытно-конструкторские работы планируется завершить в 2024
году.
Проект Фонда перспективных исследований «Гибрид» был успешно
завершен в январе 2020 года. При создании демонстратора перспективного
роторно-поршневого двигателя применены инновационные технологии
проектирования и изготовления деталей двигателя из интеркерамоматричных
и металлокерамоматричных композиционных материалов нового поколения
с высокими физико-механическими характеристиками, в том числе с
применением аддитивных технологий (метод 3D послойного отверждения). В
ходе реализации проекта проведены исследования процессов
смесеобразования и горения в рабочей камере с последующей верификацией
разработанных математических моделей и отработки системы зажигания
РПД.
Проведен значительный объем исследования физико-механических
характеристик, применяемых в проекте материалов, в том числе образцов
материалов, изготовленных с применением аддитивных технологий.
Полученные показатели (жаропрочность, эрозионная и коррозионная
стойкость, твердость, аномально низкий коэффициент трения, пределы
прочности на изгиб, растяжение и сжатие) превосходят современные
жаропрочные стали и интерметаллидные сплавы при значительно меньшей
удельной массе.
Правильность выбора указанных конструкторских и технологических
решений подтверждена в ходе полного комплекса стендовых испытаний. В
частности, проведены круглосуточные ресурсные испытания
продолжительностью более 250 часов по самолетному и вертолетному
циклам работы. Последующие дефектовки подтвердили крайне низкий износ
деталей на уровне допустимых износов деталей классических ДВС и лучших
РПД. На основании проведенных экспериментальных исследований по
утвержденным методикам Центрального института авиационного
моторостроения определен межремонтный ресурс двигателя в 1 000 часов и
полный ресурс – 5 000 часов.
По информации пресс-службы ЦИАМ