Работы по созданию гибридной силовой установки на базе
авиадвигателя ВК-2500, которая будет в качестве топлива использовать
водород, планирует начать Центральный институт авиационного
моторостроения имени Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт
имени Жуковского»).
В планах ЦИАМ на этот год – начало работ над созданием гибридной
силовой установки с кратно большей мощностью – 1,5-2,0 МВт. Ее
особенностью станет использование не только более мощного привода на
базе двигателя ВК-2500, но и применение жидкого водорода в качестве
топлива и хладагента.
Как отметили в пресс-службе института, понижение температуры
позволяет практически утроить мощность электрических машин на
высокотемпературных сверхпроводниках (ВТСП) при сохранении массо-
габаритных характеристик.
В ЦИАМ сообщали о планах перевести двигатель ВК-2500 на
водородное топливо. Такой процесс, по предварительным оценкам, может
занять пять лет. Кроме того, сообщалось, что демонстратор водородного
самолета может появиться после 2035 года.
Ранее водородное топливо в отечественном авиастроении применялось
только во времена СССР. В 1988 году цикл полетов совершил самолет-
лаборатория Ту-155 с экспериментальным двигателем НК-88,
использовавшим в качестве топлива жидкий водород.
5 февраля 2021 года начались летные испытания летающей
лаборатории Як-40ЛЛ – другого важного российского проекта в области
гибридных силовых установок (ГСУ) для авиации. В состав установки
входит первый в мире электрический авиадвигатель мощностью на
высокотемпературных сверхпроводниках (ВТСП). Электродвигатель
мощностью 500 киловатт, приводящий воздушный винт, дополняет два
турбореактивных двигателя самолета.
По сообщению пресс-службы ЦИАМ