Сотрудники компании «Спутникс», входящей в Sitronics Group, начали
сборку наноспутника формата CubeSat 3U с импульсной плазменной
двигательной установкой VERA (Volume-Effective Rocket-propulsion
Assembly), разработанной лабораторией плазменных двигателей
Института лазерных и плазменных технологий (Институт ЛаПлаз)
НИЯУ МИФИ.
Президент компании Sitronics Group Николай Пожидаев сообщил:
«В наших совместных планах – собрать два экспериментальных
наноспутника с плазменной установкой для проведения дальнейших летных
испытаний. Важной задачей двигателей является разведение спутников,
запускаемых единой группой, по разным точкам орбиты с целью увеличения
одновременно контролируемой площади».
Плазменная двигательная установка для подготавливаемых к запуску
наноспутников станет первой в нашей стране и одной из первых в мире,
пригодных для установки на спутники массой не более четырех
килограммов.
Начальник лаборатории и руководитель разработки плазменного
двигателя в институте Игорь Егоров сообщил, что у плазменных
нанодвигателей есть три возможных применения в космонавтике
наноспутников: ориентация космических аппаратов в пространстве
(повороты вокруг осей); коррекция малых возмущений орбиты; небольшие
орбитальные маневры.
Плазменные двигатели, представляющие собой разновидность
электроракетных двигателей, основаны на получении тяги за счет рабочего
вещества, которое находится в состоянии плазмы.
Идея создания плазменного двигателя, в котором могла бы возникать
реактивная тяга за счет энергии ионов, была впервые выдвинута в 1911 году
Константином Циолковским, отцом российской космонавтики, а первые
практические эксперименты в этом направлении в 1916 году были проведены
уже отцом американской космонавтики Робертом Годдардом.
Вопросы использования плазменных технологий стали актуальными
к 1960-м годам, когда СССР и США приступили к практическому освоению
космического пространства. Ученые этих стран к тому времени обосновали
принципы работы различных ионных двигателей, способных создавать
реактивную тягу за счет ионизированного газа, разогнанного до высоких
скоростей в электрическом поле.
Теоретическое исследование плазмодинамики, проведенное
академиком Алексеем Морозовым, считается наиболее фундаментальным
в мировой науке. В системе ориентации советского спутника «Метеор»,
запущенного в 1971 году, плазменные и ионные двигатели были
использованы в системе орбитального маневрирования, а для ориентации
плазменные двигатели применили еще в 1964 году на борту межпланетного
аппарата «Зонд-2». Двигатель, разрабатываемый в МИФИ, как раз наследник
того, что был на «Зонде».
В Институт лазерных и плазменных технологий разработка
плазменных двигателей перешла от компании – национального чемпиона
«СуперОКС», занимающейся высокотемпературными сверхпроводниками
и продукцией на их основе, в которой решили создать плазменный двигатель
с высокотемпературной сверхпроводящей магнитной системой и даже
сделали стенд для испытаний таких двигателей и успешный лабораторный
прототип двигателя. Но в конце концов от этой идеи отказались, а в МИФИ
решили эти разработки продолжить.
У плазменных двигателей такого типа, как пояснил Игорь Егоров, есть
много преимуществ:
1 предельная простота и, соответственно, дешевизна конструкции.
В частности полностью отсутствуют как что-то отдельное системы хранения
и подачи рабочего тела;
2 очень высокая надежность;
3 возможность использования самых разных рабочих тел;
4 компактность и малая масса;
5 отсутствие сжатых газов, токсичных, химически активных,
пожароопасных и т. д. веществ, то есть двигатель абсолютно безопасен
в выключенном состоянии;
6 простота регулировки потребляемой мощности, работоспособность
при сколь угодно малой мощности питания (можно заряжать конденсатор
за десятую долю секунды, а можно за десятки секунд).
Источник: НИЯУ МИФИ