Ученые и инженеры Пермского Политеха разработали
импортозамещающий и более экологичный асфальтобетон,
минеральный порошок которого состоит из отходов нефтедобычи.
Технология позволит достичь снижения себестоимости производства
дорожного покрытия и уменьшит объем накопления бурового шлама.
Исследование пермяков опубликовано в журнале «Innovations and
Technologies in Construction». Разработка выполнена в рамках Программы
академического стратегического лидерства «Приоритет –2030».
Для исследования были отобраны три образца бурового шлама из
различных нефтяных месторождений Западной Сибири. Содержание нефти в
горной породе считается положительным фактором и может быть
использовано для производства активированного минерального порошка.
По словам аспирантки кафедры «Охрана окружающей среды»
Вероники Салаховой, для анализа физико-механических характеристик
материала, в составе которого в качестве минерального порошка
использовался обезвоженный буровой шлам, было сформировано три серии
образцов асфальтобетона. Смесь состояла из таких компонентов как: песок –
12,5%; щебень – 45,5%; отсев дробления – 36%; буровой шлам – 6%; битум –
5,3% более 100%.
«Анализ результатов лабораторных исследований образцов бурового
шлама показал отсутствие превышения нормативов по содержанию тяжелых
металлов в подвижной форме. Это дает основание рассматривать буровой
шлам в качестве сырья для производства строительных материалов без
ограничений по показателям обеспечения экологической безопасности.
Буровой шлам на нефтяной основе может быть рекомендован для включения
в состав асфальтобетона от 1 до 6 процентов в качестве минерального
порошка. Все минеральные материалы, а также битум, принятые для
проектирования гранулометрического состава плотной, мелкозернистой
асфальтобетонной смеси соответствуют нормативным документам, что
предполагает производство асфальтобетонной смеси высокого качества», –
сообщил профессор кафедры автомобилей и технологических машин
Пермского Политеха, доктор технических наук, доцент Константин Пугин.
Буровые шламы, образующиеся при бурении скважин для добычи
нефти, в своем составе имеют углеводороды, сырую нефть и химические
добавки, регулирующие физические и химические свойства первичного
бурового раствора. При оптимальном соотношении углеводородов, нефти и
химических добавок возможно получить дополнительный синергетический
эффект в виде направленного изменения свойств битума, используемого для
производства асфальтобетона. В этом случае возможно рассматривать
данную технологию как импортозамещение и отказаться от использования
модификаторов иностранного производства.
Напомним, что Пермский Политех стал обладателем гранта
«Приоритет 2030» в 2021 году. Его размер составил 100 млн рублей.
«Приоритет 2030» является самой масштабной в истории России программой
государственной поддержки и развития высших учебных заведений. Ее цель
– формирование к 2030 году в России более 100 прогрессивных современных
университетов, которые станут центрами научно-технологического и
социально-экономического развития страны. Всего комиссия Минобрнауки
РФ включила в программу «Приоритет 2030» 106 вузов из 49 городов
страны, из них 60 % – региональные университеты.
По сообщению пресс-службы Пермского Политеха