Инженеры Центрального аэрогидродинамического института имени
профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ) для улучшения летных
характеристик магистральных воздушных судов разработали
новую концепцию делового реактивного самолета малой размерности с
фюзеляжем каплевидный формы.
Как рассказали специалисты института, существующие сегодня
самолеты все турбулентны, а турбулентное трение в пять-шесть раз выше,
чем ламинарное. Поэтому одно из перспективных направлений улучшения
аэродинамических характеристик – ламинаризация. Инженерам-
конструкторам надо сделать такие формы самолета, чтобы его обтекание
было нетурбулентным, так как для стандартной компоновки никакого
резерва улучшения уже нет.
Следует отметить, что в головном авиационном институте ЦАГИ еще
35 лет назад впервые была предложены компоновки, которые позже на
Boeing назвали «blended wing body» – размазанный между крылом фюзеляж.
У нас его называют просто «летающее крыло». Эти компоновки позволяют
примерно на четверть улучшить аэродинамику самолета, повысить
аэродинамическое качество.
Это ближайший шаг в области аэродинамической компоновки. К нему
есть огромное разнообразие подходов. Рассматривается верхнее
расположение стандартных двигателей для экранирования их шума.
Возможно использование «гребенки» из электрических двигателей и одного
большого двигателя-генератора. Есть и еще ряд инноваций, которые
позволят значительно улучшить характеристики такой компоновки по
сравнению с традиционными сегодня.
И сегодня в ЦАГИ, например, разработана новая концепция делового
реактивного самолета малой размерности. Главная особенность этой
компоновки – фюзеляж каплевидной формы, диаметр которого больше роста
человека. Пассажир может встать в полный рост, пройти по салону,
размяться. И при этом не надо пригибаться, как в существующих сегодня
бизнес-джетах этого класса. Тем самым обеспечивается непревзойденный
уровень комфорта среди самолетов данной размерности.
Есть и другие интересные инновации, например – ламинарное крыло
малой стреловидности. До сих пор прямое крыло означало низкую скорость.
Но деловые люди хотят летать быстро. У новой концепции бизнес-джета за
счет грамотного использования правила площадей и тонкой «настройки»
профиля крейсерская скорость, подтвержденная в многочисленных
испытаниях в аэродинамических трубах, составляет 0,82 Маха. Это быстрее,
чем у многих современных дальнемагистральных лайнеров.
По материалам СМИ