Первый российский беспилотный вертолет с водородным двигателем –
воздушное судно SH-750 создала компания «Аэромакс». Презентация
новинки прошла на международной промышленной выставке
«Иннопром» в Екатеринбурге. Летные испытания SH-750
запланированы на осень.
Взлетная масса беспилотного грузового вертолета – 700 кг, полезная
нагрузка достигает 300 кг. Максимальная скорость – 200 км/ч, аналогов в
России нет. Помимо доставки грузов беспилотник может быть использован
при тушении природных и техногенных пожаров, для проведения
сельскохозяйственных работ.
Как отмечают эксперты, по энергоемкости установки на водородных
топливных элементах превосходят современные установки на литий-ионных
аккумуляторах, эта технология стремится к показателям классических
двигателей, которые работают на дизельном или бензиновом топливе. При
этом они не производят вредных выбросов в атмосферу, бесшумны и просты
в обслуживании.
Разработкой водородной силовой установки по заказу «Аэромакса»
занимается Центр водородных технологий (оба входят в АФК «Система»),
который имеет четыре площадки, две из них – на этапе организации. В
Черноголовке – исследовательский центр, где проводятся научные
изыскания. Как только лабораторные технологии переходят в фазу, когда уже
можно изготавливать опытные образцы, эти образцы производятся в цехах
московского «Электрозавода». Дальше необходимо опытное производство,
но его пока нет. Вскоре оно появится в индустриальном парке «Руднево».
«Массовое производство мы планируем организовать в Мордовии, в
Саранске, – говорят в Центр водородных технологий, – поскольку Москва
для таких целей дорогой город. В Саранске уже готова площадка, и примерно
через год мы ее начнем занимать».
Генеральный директор ЦВТ, доктор химических наук, профессор
Юрий Добровольский рассказал изданию «Стимул»:
«Большой авиационный транспорт на водородных топливных
элементах построить еще никому не удалось. И мы будем первые в мире,
если нам удастся вместе с компанией «Аэромакс» поднять в воздух наш
вертолет. Аккумуляторная машина такого типа может просто взлететь и
сесть. А водородные еще от земли не отрывались».
Будем надеяться, что вертолет взлетит.
Кстати, Центр водородных технологий при поддержке АФК «Система»
проектирует еще и водородное судно. По Москве-реке уже начали ходить
электрические речные трамвайчики. В их производстве участвует компания
“Эмпериум”, она входит в АФК “Система”. И мы пришли к выводу, что
водородное судно может быть гораздо выгоднее, чем такое же на
аккумуляторах».
Источник: журнал об инновациях в России «Стимул»