О ключевой задаче вузов и индустриальных партнеров

О ключевой задаче вузов и индустриальных партнеров

О ключевой задаче вузов и индустриальных партнеров

24 Апр 2024

«Развитие специализированного высшего образования как инструмента подготовки кадров для перспективных задач индустрии» – такую тему обсудили в Московском авиационном институте. В заседании совместно с вузом участвовали Экспертный совет Комитета Государственной Думы РФ по промышленности и торговле и Комитет по развитию фундаментальной науки и подготовки кадров Союза машиностроителей России.

На заседании рассматривались вопросы науки и образования, подготовки кадров для высокотехнологичных отраслей промышленности. Как известно, в 2023 году Указом Президента России запущен пилотный проект по совершенствованию системы высшего образования.

Сейчас в нем участвуют шесть российских вузов, в числе которых и Московский авиационный институт.

– Одной из целей пилотного проекта является четкая координация между системой образования и заинтересованными работодателями, – отметила Татьяна Попова, начальник отдела методологии в сфере высшего образования Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России.

Проект предусматривает введение трех уровней высшего образования:

базового (БВО), специализированного (спец. ВО) и профессионального (аспирантура). При этом новые программы БВО направлены на подготовку высококвалифицированных специалистов, полностью готовых к выходу на рынок труда и работу в индустрии, а программы спец. ВО – на освоение перспективных технологий, получение новых компетенций в смежных направлениях либо формирование дополнительной квалификации для создания уникальной профессиональной траектории.

Выступление ректора Московского авиационного института, члена Бюро СоюзМаш Михаила Погосяна было посвящено модели специализированного высшего образования в рамках реализации пилотного проекта на базе МАИ. Ректор отметил ключевые особенности новой системы.

– Структура двухлетнего специализированного высшего образования имеет модульную структуру. Первый семестр – это фундаментальный модуль, ядро образовательной программы, после освоения которого студенты выбирают профессиональный или исследовательский трек.

Исследовательский трек является базовым для дальнейшего поступления в аспирантуру. Профессиональный трек предусматривает специализацию в конкретных направлениях перспективного технологического развития, – отметил Михаил Погосян.

Еще один участник пилотного проекта – университет МИСиС, который в 2024 году уже выпускает первых специалистов, обучающихся по программе специализированного высшего образования длительностью один год.

На тему интеграции одно- и двухгодичных программ специализированного высшего образования с кадровыми стратегиями организаций реального сектора экономики выступили представители Роскосмоса, Ростеха, Объединённой двигателестроительной корпорации, ЦАГИ, РКК «Энергия».

– Ключевая задача и вузов, и индустриальных партнеров, будущих работодателей, – обеспечить бесшовный переход от базового высшего образования к специализированному. Каким образом это делать? В том числе за счет включения в учебные программы базового высшего образования дисциплин, углублённое изучение которых реализуется уже на этапе специализированного высшего образования, – сказала Юлия Цветкова, директор по управлению персоналом Государственной корпорации «Ростех».

По итогам встречи участники договорились создать рабочую группу, чтобы совместно формировать сценарии развития специализированного высшего образования. Следующее заседание экспертного совета было решено посвятить профессиональному уровню высшего образования – аспирантуре.



По сообщению пресс-службы МАИ


Список Новостей