Оборонный «Концерн ВКО «Алмаз – Антей» заключил с Росавиацией
контракт стоимостью 290 млн рублей. В рамках соглашения концерн
будет выполнять научно-исследовательскую работу, которая в
перспективе должна удешевить и упростить процесс создания
беспилотных авиационных систем.
«Алмаз – Антей» по условиям контракта должен разработать как
унифицированные требования к каналообразующему оборудованию линий
управления беспилотными авиационными системами (БАС) и контроля за
ними, так и порядок обеспечения функционирования линий управления
БАС. Также концерн отвечает за разработку проекта технического задания
на опытно-конструкторскую работу по созданию опытных образцов
оборудования по управлению беспилотными авиасистемами, оснащенными
средствами криптографической защиты информации.
Работа должна быть завершена до 31 января 2026 года.
Пилот и основатель вертолетной компании AirLane Надежда Павлова
отметила, что в основном речь идет о защите каналов связи в системе
контроля беспилотных авиационных систем. Одна из задач – приведение к
стандартизации алгоритмов систем управления, каналообразующего и
обслуживающего оборудования, алгоритма защиты. И разработка опытного
образца, приведенного к единому стандарту.
Беспилотник должен быть оборудован специальными средствами –
такими, как спутниковый трекер, системы предупреждения о столкновении
воздушных судов и возможностью экстренно изменить профиль полета в
случае угрозы столкновения летательных аппаратов в воздухе или получения
новых вводных во время выполнения полета, которые могут повлиять на его
безопасность. Можно смело сказать, что это жизненно необходимый продукт
для дальнейшего развития беспилотных систем в нашей стране.
По словам Надежды Павловой, одна из насущных задач отрасли –
«подружить» малую авиацию и БПЛА. Сейчас для проведения полетов
БПЛА выделяются определенные зоны, которые могут быть весьма
обширны. По факту, в этой большой зоне может летать всего один БПЛА,
несколько минут в день. И в этот момент эти зоны закрыты для полетов
малой авиации.
С развитием беспилотных летательных аппаратов этих зон становится
все больше. И соответственно дальнейшее активное развитие малой авиации
и БПЛА потребует тесного сотрудничества в целях модернизации
существующих систем и законодательно-нормативных актов.
«В любом случае нам нужно научиться существовать в одном небе.
Если в рамках проекта они решат проблему взаимодействия большого
количества летательных аппаратов в процессе использования воздушного
пространства, это будет прорыв. Большой задел на будущее», – добавляет
пилот.
Сейчас в нашей стране выбраны несколько регионов (Ханты-
Мансийкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие)
для внедрения беспилотных авиационных систем в общую инфраструктуру в
упрощенном порядке в экспериментально правовом режиме (ЭПР).
По материалам пресс-службы Концерна «Алмаз – Антей»