В Транспортной стратегии, реализация которой рассчитана до 2030 года,
особая роль отведена беспилотной авиации как одной из приоритетных
в развитии региональных и местных воздушных перевозок. В этой связи
важным событием не только для отрасли, но и для общественности
стало появление беспилотной транспортной системы внеаэродромного
базирования с вертикальным взлетом и посадкой С-76.
БАС С-76 – новинка разработки ОКБ «Сухого» (входит в
Объединенную авиастроительную корпорацию «Ростеха») впервые была
представлена на Международном форуме «Армия – 2024». Разработка
сможет закрыть острую потребность, связанную с доставкой грузов в
труднодоступные регионы страны: для взлета и посадки беспилотника не
нужно создавать аэродромную инфраструктуру. Во многом это достигается
за счет использования в конструкции электродвигателей, разработкой и
испытанием которых занимался Центральный институт авиационного
моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт
имени Н.Е. Жуковского»). В данный момент для С-76 поставлено уже 10
моторов.
По своей конструкции электродвигатель – это синхронная
электрическая машина мощностью 100 кВт с постоянными магнитами во
внешнем роторе. Электромотор предназначен для прямого (без редуктора)
привода воздушного винта. На борту беспилотника С-76 установлено восемь
«подъемных» электродвигателей: они обеспечивают аппарату вертикальный
взлет и посадку. Как только БПЛА достигает нужной высоты с помощью
толкающего воздушного винта, приводимого во вращение поршневым
двигателем, аппарат переходит в горизонтальный полет и электродвигатели
отключаются.
Электродвигатели оснащены точным абсолютным датчиком
положения, который позволяет точно позиционировать воздушный винт
вдоль балки в крейсерском полете для снижения сопротивления. В
конструкции предусмотрены датчики температуры в обмотках и
подшипниковых узлах.
– ЦИАМ провел полный комплекс расчетных исследований –
электромагнитных, тепловых, прочностных, разработал конструкторскую
документацию и изготовил пилотный экземпляр электродвигателя-
демонстратора ЭД-76, – отмечает генеральный директор ЦИАМ Андрей
Козлов. – Специалистами Института был проведен цикл испытаний
комплекта электродвигателей на винтовом стенде с подтверждением
работоспособности двигателей под заданной нагрузкой на всех рабочих
режимах.
Андрей Козлов подчеркнул, что использование подобных двигателей
возможно в любых летательных аппаратах подобного типа и аналогичных
габаритно-массовых характеристик.
– Компетенции специалистов ЦИАМ позволяют не только участвовать
в разработке конструкций и критических технологий для создания подобных
двигателей, а также в их испытаниях, но и совместно с соисполнителями их
изготавливать, – отметил он.
Напомним, что ЦИАМ в качестве головной научной организации в
области двигателестроения занимается разработкой линейки демонстраторов
электродвигателей разных типов. Помимо электродвигателя ЭД-76, который
ЦИАМ разработал совместно с коллективом передовой инженерной школы
«Моторы будущего» Уфимского университета науки и технологий,
специалисты Института создали, изготовили и испытали ряд гибридных и
электрических силовых установок, провели их испытания, в том числе в
составе летающей лаборатории. ЦИАМ является ключевым участником
большого комплексного научно-технического проекта «Электрический
летательный аппарат», ведущая и координирующая роль в котором
принадлежит НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского», объединяющему
основные научно-исследовательские центры авиационной промышленности.
По информации Ассоциации «Наука»