Экологическая угроза, связанная с затонувшими танкерами в конце
2024 года в Черном море, требует оперативных и технологически
эффективных решений. Российские изобретатели готовы решить эту
экологическую проблему. Одним из решений может стать идея «Мягкого
саркофага».
«Мягкий саркофаг» представляет собой укрытие для локализации и
сбора мазута, предотвращающего его распространение и минимизирующего
экологические последствия. Не требует использования сложного
оборудования и длительного монтажа.
Авторы проект – Жигуленко Иван Владимирович – руководитель
руководитель МКБ-МЦИРИ, архитектор, изобретатель, автор множества
патентов и Яковенко Александр Леонидович – наставник МЦИРИ,
сопредседатель Ассоциации «Изобретатели – Изобретательству 1923–2013»,
член ВОИР, эксперт активной группа БРИКС+, эксперт ПОРА, изобретатель.
Александр Яковенко рассказал, что разработка концепции «мягкого
саркофага» началась еще в 2010 году после первой аварии в Керченском
проливе. С тех пор проект был тщательно доработан и усовершенствован и
на данный момент готов к внедрению. В отличие от жестких конструкций,
требующих сложного оборудования и долгого монтажа, данное решение
позволяет оперативно локализовать разлив без привлечения
специализированной техники и минимизировать затраты.
Классические методы борьбы, такие как механическая очистка,
использование сорбентов и химическая нейтрализация, не всегда
эффективны при сложных погодных условиях и больших объемах
разлившегося мазута. Кроме того, традиционные барьерные заграждения не
могут предотвратить утечку нефтепродуктов из затонувших судов.
Для наглядности предлагаем ознакомиться с этапами реализации
проекта:
- На пляже размечают контур затонувшего судна и готовят полотно
площадью, сравнимой с футбольным полем. Полотно склеивают в единое
покрытие, которое станет основой саркофага.
- Встраивание эластичной трубы диаметром 1,5–1,8 м для подъема на
поверхность и закрепление шнуров для крепления грузов.
- Полотно стягивается в воду и буксируется катерами к месту
затопления. Водолазы фиксируют мешки с песком для надежной установки
покрытия.
- Эластичная труба всплывает, образуя пластиковое кольцо, которое
фиксируется на бортах судна. В условиях шторма труба может быть
притоплена с помощью грузов.
- Мазут, всплывающий на поверхность, направляется в кольцо и
собирается с помощью понтонов. Для ускорения сбора в зимний период
используется перегретый пар.
Этот метод позволяет эффективно локализовать загрязнение и
безопасно удалить разлитый мазут, минимизируя экологический ущерб.
«Сейчас нужно только желание тех, кто отвечает за откачку
нефтепродуктов. Мы можем предотвратить экологическую катастрофу в
Черном море, спасти морскую флору и фауну, избежать конфликтов с
соседними государствами. Изобретатели предлагают не коммерческий
проект, а реальное решение, основанное на многолетнем опыте и научном
подходе», - отметили авторы идеи.
Союз ВОИР в настоящий момент активно поддерживает реализацию
данной идеи и всесторонне содействует внедрению.
В нашем портфеле десятки эффективных решений, позволяющих
минимизировать экологический ущерб на акватории и побережье Черного
моря.
По сообщению пресс-службы Союза Всероссийского общества
изобретателей и рационализаторов (ВОИР)