Изобретатель без ограниченных возможностей

Изобретатель без ограниченных возможностей

Изобретатель без ограниченных возможностей

3 Мар 2025

4 марта ежегодно празднуется Всемирный день инженерии (World Engineering Day). Этот профессиональный праздник инженеров, ученых и изобретателей был учрежден по инициативе Всемирной федерации инженерных организаций (World Federation of Engineering Organizations, WFEO) и установлен резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО, которая прошла в ноябре 2019 года в Париже. Дата праздника приурочена ко дню образования WFEO в 1968 году, которая объединяет национальные организации инженеров 103 стран мира (а это примерно 30 млн специалистов).

В преддверии Дня инженерии хочется рассказать о людях, чьи изобретения меняют мир, преодолевая не только технические, но и жизненные барьеры.

Один из них – Игорь Иванов: изобретатель, для которого инвалидное кресло стало стартовой площадкой, а не финишной чертой. Активность мальчика поражала: спортшкола в шесть лет, цирковая студия с жонглированием и акробатикой в девять, 51 прыжок с парашютом к 15 годам. После колледжа радиомеханики с красным дипломом он интуитивно выбрал МАИ, факультет «двигатели летательных аппаратов». По специальности Игорь – инженер: «Казалось, там ждут ответы на вопросы, которые я не успел задать».

Жизнь разделилась на «до» и «после» в 2011 году, когда в результате несчастного случая Игорь получил серьезную травму позвоночника. «Первые три года я не понимал, как жить дальше.

Постоянное пребывание в постели заставляло искать занятия, способные отвлечь от мрачных мыслей. Одним из спасений стал видеомонтаж, параллельно пробовал мастерить руками. Даже простые действия с инструментами рождали новые идеи».

Из инструментов были только паяльник да пара отверток, но рядом были мама и друзья. Они возили его на радиорынки, помогали с материалами. Так родился первый проект – ручной велосипед (хэндбайк). «До травмы я взял кредит на крутой велосипед, но успел покататься всего месяц. Потом узнал о хэндбайках, но их цена была заоблачной.

Решил: соберу свой!» Первый прототип создавался девять месяцев: друг резал металл болгаркой, Игорь собирал детали на кухне. «Помню, как впервые поехал. Это был восторг – будто заново научился ходить».

За десять лет хэндбайк превратился в МОТБЕГ – электробайк с уникальной конструкцией на базе инвалидной коляски. «Смещенный центр масс дает устойчивость даже на скорости 80 км/ч. Я проехал на нем 26 456 километров – от парковых дорожек до городских магистралей».

Общаясь с людьми с ограниченными возможностями, Игорь задумался: почему в XXI веке до сих пор нет технологий для тех, у кого не работают руки? Так появился механический многофункциональный компенсирующий ортез «Парахват» – изделие для помощи при неработающих пальцах, повышающее уровень самообслуживания.

«Сделал макет из папье-маше, чтобы объяснить идею. Сейчас разработка, поддержанная грантами Сколково и фонда «Содействие инновациям», уже прошла этапы НИОКР и получила патенты.

Поворотным моментом стал форум «Таврида», где Игорь выиграл конкурс с идеей социального фильма. Переданная записка с просьбой о поддержке Дмитрию Медведеву, который по счастью оказался на мероприятии, запустила сотрудничество с Росмолодежью.

Сегодня Игорь мечтает о каршеринге для МОТБЕГа и масштабировании «Парахвата». «Есть бизнес-план, дорожная карта, поддержка Сколково. Нужны инвестиции – но я уверен: они найдутся».

«Это не изобретение ради изобретения. Это шанс вернуть людям самостоятельность», – подчеркивает Игорь.

В настоящее время Союз ВОИР содействует развитию проекта Мотбег. Проводится оцифровка деталей и создание инженерной документации для серийного производства. Также Игорь с воодушевлением возглавил проект «Изобретатели без ограниченных возможностей» инициированный Союзом ВОИР при поддержке партии «Единая Россия». В рамках проекта планируется оснащение школ и техникумов современным оборудованием: станками с ЧПУ, 3D- принтерами и новейшей техникой. Цель – дать молодому поколению цифровые навыки. Параллельно проект готов поддерживать людей с ограниченными возможностями и ветеранов СВО, для которых планируется создание рабочих мест на сборочных линиях МОТБЕГов.

Инициативу поддерживает Сергей Морозов – заместитель руководителя фракции «Единая Россия» и координатор проекта «Выбирай своё».

В заключении отметим, что история Игоря – это история человека, который отказался быть «ограниченным». «Мои изобретения – не ради изобретения. Это шанс вернуть людям самостоятельность», – подчеркивает Игорь.

И в День инженерии его слова звучат как манифест: технологии существуют не только ради прогресса, а прежде всего для людей.


Список Новостей