4 марта ежегодно празднуется Всемирный день инженерии (World
Engineering Day). Этот профессиональный праздник инженеров,
ученых и изобретателей был учрежден по инициативе Всемирной
федерации инженерных организаций (World Federation of Engineering
Organizations, WFEO) и установлен резолюцией Генеральной
конференции ЮНЕСКО, которая прошла в ноябре 2019 года в
Париже. Дата праздника приурочена ко дню образования WFEO в
1968 году, которая объединяет национальные организации инженеров
103 стран мира (а это примерно 30 млн специалистов).
В преддверии Дня инженерии хочется рассказать о людях, чьи
изобретения меняют мир, преодолевая не только технические, но и
жизненные барьеры.
Один из них – Игорь Иванов: изобретатель, для которого
инвалидное кресло стало стартовой площадкой, а не финишной чертой.
Активность мальчика поражала: спортшкола в шесть лет, цирковая студия
с жонглированием и акробатикой в девять, 51 прыжок с парашютом к 15
годам. После колледжа радиомеханики с красным дипломом он
интуитивно выбрал МАИ, факультет «двигатели летательных аппаратов».
По специальности Игорь – инженер: «Казалось, там ждут ответы на
вопросы, которые я не успел задать».
Жизнь разделилась на «до» и «после» в 2011 году, когда в
результате несчастного случая Игорь получил серьезную травму
позвоночника. «Первые три года я не понимал, как жить дальше.
Постоянное пребывание в постели заставляло искать занятия, способные
отвлечь от мрачных мыслей. Одним из спасений стал видеомонтаж,
параллельно пробовал мастерить руками. Даже простые действия с
инструментами рождали новые идеи».
Из инструментов были только паяльник да пара отверток, но рядом
были мама и друзья. Они возили его на радиорынки, помогали с
материалами. Так родился первый проект – ручной велосипед (хэндбайк).
«До травмы я взял кредит на крутой велосипед, но успел покататься
всего месяц. Потом узнал о хэндбайках, но их цена была заоблачной.
Решил: соберу свой!» Первый прототип создавался девять месяцев: друг
резал металл болгаркой, Игорь собирал детали на кухне. «Помню, как
впервые поехал. Это был восторг – будто заново научился ходить».
За десять лет хэндбайк превратился в МОТБЕГ – электробайк с
уникальной конструкцией на базе инвалидной коляски. «Смещенный
центр масс дает устойчивость даже на скорости 80 км/ч. Я проехал на нем
26 456 километров – от парковых дорожек до городских магистралей».
Общаясь с людьми с ограниченными возможностями, Игорь
задумался: почему в XXI веке до сих пор нет технологий для тех, у кого не
работают руки? Так появился механический многофункциональный
компенсирующий ортез «Парахват» – изделие для помощи при
неработающих пальцах, повышающее уровень самообслуживания.
«Сделал макет из папье-маше, чтобы объяснить идею. Сейчас
разработка, поддержанная грантами Сколково и фонда «Содействие
инновациям», уже прошла этапы НИОКР и получила патенты.
Поворотным моментом стал форум «Таврида», где Игорь выиграл
конкурс с идеей социального фильма. Переданная записка с просьбой о
поддержке Дмитрию Медведеву, который по счастью оказался на
мероприятии, запустила сотрудничество с Росмолодежью.
Сегодня Игорь мечтает о каршеринге для МОТБЕГа и
масштабировании «Парахвата». «Есть бизнес-план, дорожная карта,
поддержка Сколково. Нужны инвестиции – но я уверен: они найдутся».
«Это не изобретение ради изобретения. Это шанс вернуть людям
самостоятельность», – подчеркивает Игорь.
В настоящее время Союз ВОИР содействует развитию проекта
Мотбег. Проводится оцифровка деталей и создание инженерной
документации для серийного производства. Также Игорь с
воодушевлением возглавил проект «Изобретатели без ограниченных
возможностей» инициированный Союзом ВОИР при поддержке партии
«Единая Россия». В рамках проекта планируется оснащение школ и
техникумов современным оборудованием: станками с ЧПУ, 3D-
принтерами и новейшей техникой. Цель – дать молодому поколению
цифровые навыки. Параллельно проект готов поддерживать людей с
ограниченными возможностями и ветеранов СВО, для которых
планируется создание рабочих мест на сборочных линиях МОТБЕГов.
Инициативу поддерживает Сергей Морозов – заместитель
руководителя фракции «Единая Россия» и координатор проекта «Выбирай
своё».
В заключении отметим, что история Игоря – это история человека,
который отказался быть «ограниченным». «Мои изобретения – не ради
изобретения. Это шанс вернуть людям самостоятельность», –
подчеркивает Игорь.
И в День инженерии его слова звучат как манифест: технологии
существуют не только ради прогресса, а прежде всего для людей.